На юге Кыргызстана закрылись более десятка автозаправочных станций. Главная причина прекращения работы АЗС — нерентабельность. Цены на ГСМ в республике постоянно растут, делая бензин и дизтопливо баснословно дорогими.
Литр самого популярного бензина марки АИ-92 в Бишкеке стоит в среднем 56 сомов, для сравнения, это около 280 тенге. В самом крупном областном центре юга Кыргызстана городе Оше на три сома дороже. В Баткенской области, в самом отдалённом регионе страны, к стоимости прибавляется сом или два. Таким образом для жителей отдалённых районов бензин и солярка становятся очень дорогими, а иногда и не по карману.
Владельцы АЗС, которые покупают топливо на севере страны и везут его на юг, добавляют в стоимости горючего дорожные расходы. Но бесконечно это продолжаться не может из-за низкой платежеспособности населения. Рентабельность бизнеса падает. Это заставляет предпринимателей искать поставки более дешёвых ГСМ.
Канат Эшатов, глава Ассоциации нефтетрейдеров КР: «Рассматривали вопрос там поставок из Туркменистана, у нас отдельные компании имели опыт. Но если будет какая-то договорённость на межправительственном уровне, если будут какие-то коридоры открыты, то, возможно, наши нефтетрейдеры будут и этот рынок осваивать».
«В принципе пути диверсификации ищут все наши компании, все члены ассоциации. Но на сегодняшний момент у нас более-менее выгодный это единственная только российская Федерация остаётся. Российская Федерация минувшим летом отпускные цены на своих НПЗ подняла, в том числе и для Кыргызстана. Растущий спрос на ГСМ привёл к тому, что беспошлинный объём топлива, который поставляется по межправительственному соглашению, закончился уже в августе. Лишние 19 долларов за тонну бензина заставили местных нефтетрейдеров повысить розничную стоимость топлива на своих АЗС почти на два сома. Резкого скачка удалось избежать только благодаря тому, что нефтетрейдеры ранее закупили большие объёмы топлива», — добавил глава Ассоциации нефтетрейдеров КР.
Сагын Маматоморов, начальник управления Госагентства антимонопольного регулирования КР: «У всех нефтетрейдеров есть запасы, исходя из этих запасов, которые у них на полтора, два месяца. Из-за этих запасов резкого цен, скачка не будет. Мы с ними пришли к соглашению, если будет рост цен, чтобы они постепенно повышали. На недавних правительственных переговорах между Россией и Кыргызстаном достигнуто соглашение о дополнительных поставках льготного топлива. Без таможенных пошлин будет перевезено 110 тысяч тонн бензина и 165 тысяч тонн дизельного топлива. Возможно, цены на бензин удалось бы стабилизировать поставками из Казахстана, но многолетние двусторонние переговоры пока безуспешны».
Источник: 24.kz