Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана заявила, что в ближайшее время цена на бензин марки Аи-92 может подорожать на 7 сомов, а дизельное топливо – на 12 сомов.
Тенденцию объясняют ростом мировых цен на нефть и ее дефицитом на международных рынках.
Стоимость ГСМ в регионах КР
Пока в Бишкеке бензин марки Аи-92 продают по 56-57 сомов за литр, в отдаленных регионах страны он стоит куда дороже. Так, в Баткене его стоимость уже достигла 65 сомов, а дизельного топлива – 56 сомов. А в отдаленных селах Баткенской области – Максате и Арке бензин продают по 67-68 сомов за литр. Самая высокая цена на ГСМ по Кыргызстану зафиксирована в Чаткальском районе Джалал-Абадской области, где литр топлива стоит от 72 до 76 сомов.
По данным Ассоциации нефтетрейдеров КР, в начале года кыргызстанские компании покупали бензин на российских нефтеперерабатывающих заводах по 300 долларов за тонну, а теперь приходится приобретать его по 790 долларов. А цена на дизельное топливо, которое раньше стоило 350–360 долларов за тонну, превысила 800 долларов.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕВозможно ли остановить рост цен на ГСМ в Кыргызстане?
Президент Ассоциации Канат Эшатов говорит, что цены в КР сейчас сдерживаются искусственно. По его словам, бензин марки Аи-92 по идее должен стоить 65 сомов (вместо 56,4 сома), а дизельное топливо – 66 сомов (вместо 53 сомов):
‒ Работающие в этой отрасли компании несут убытки. Крупные поставщики прекратили оптовую торговлю внутри Кыргызстана, так как пополняют свои запасы. А нефтетрейдеры восполняют дефицит запасами более дешевого топлива. Мы можем сдерживать цены максимум 10 дней, но потом она неизбежно пойдет вверх. Особенно остро стоит вопрос с дизелем. Так как Казахстан ежемесячно закупает у России 150 тысяч тонн этого вида топлива, что усиливает конкуренцию.
Зависящие от других стран цены
Рост цен на ГСМ объясняют мировыми тенденциями. В 2020 году из-за пандемии резко упали мировые цены на нефть, и добывавшие ее страны сильно пострадали. В результате снизилась добыча нефти, а цены на нее взлетели. И если год назад она стоила 42 доллара за баррель, то сейчас это уже 82 доллара.
Директор Государственного агентства по антимонопольному регулированию Кенешбай Тайлаков говорит, что цены на ГСМ будут поднимать постепенно:
‒ Говорить, что бензин подорожает сразу на 10-20 сомов, неверно. По сравнению с другими странами нам удается сдерживать цены. Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана еще с сентября заявляла, что намерена поднять стоимость на 15-20 сомов. Но пока она стоит. В этом есть и наш вклад. И говорить, что нефтетрейдеры компании теряют деньги с каждого литра неправильно, так как они никогда не будут работать себе в убыток. Тем более, что даже если сейчас и есть потери, то потом они это восполнят за месяц, когда цены стабилизируются. Кроме того, у них на складах есть запасы ГСМ, приобретенных когда-то по старой цене.
Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана в свое время просила кабмин временно снизить ставку акцизного налога и освободить импорт дизельного топлива от НДС. Они объясняли это тем, что только так, якобы, сдержать резкий рост цен на ГСМ. На сегодня акциз в КР составляет до 10 тысяч сомов за тонну бензина и до 2 тысяч сомов за тонну дизельного топлива.
Учитывая, что ежегодная потребность Кыргызстана в ГСМ составляет 1,3-1,5 млн тонн, то в случае отмены акциза госказна лишится миллионных поступлений.
Заместитель министра экономики Бекболот Алиев так прокомментировал этот вопрос:
‒ Мы несколько раз обсуждали это, но решения пока нет. У нас было немало обсуждений по этому поводу. И Ассоциация нефтетрейдеров не может гарантировать, что они сохранят цены на прежнем уровне, если уберут акциз. Потому что 90% ГСМ поступает извне. И если в России сырье подорожает, тоже самое будет и у нас.
Глава кабмина и администрации президента КР Акылбек Жапаров на выставке AgroTechExpo2021 в Бишкеке 22 октября заявил, что власти Кыргызстана рассматривают варианты механизмов для поддержания стабильных цен на топливо.
В Ассоциацию нефтетрейдеров Кыргызстана входят 10 компаний. «Газпромнефть-Азия», «Бишкек петролеум», «Роснефть», «Партнер Нефть» считаются основными импортерами. В стране есть еще ряд компаний, которые ведут свою деятельность вне этой ассоциации.
Источник: rus.azattyk.org
Оставить комментарий