Отмена топливного сбора вопрос не решит – эксперт о стоимости авиабилетов

Отмена топливного сбора вопрос не решит – эксперт о стоимости авиабилетов

​К снижению ценника может привести только конкуренция, чего, увы, на казахстанском рынке гражданской авиации не наблюдается.

Многолетняя и периодически переходящая в хроническую фазу проблема дороговизны авиабилетов в Казахстане обсуждалась в программе «Время говорить» на Atameken Business. Эксперт Серик Мухтабаев, в прошлом заместитель председателя комитета гражданской авиации, подчеркнул, что система продажи авиакеросина в Казахстане далека от рыночных механизмов, и обратил внимание на интересный опыт Узбекистана.

Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.

Данил Москаленко:

 — Хотелось бы узнать,  как у нас формируется цена на авиабилеты? И почему она постоянно растет?  

Адлет Кобенов, руководитель управления авиационных перевозок КГА МИИР РК:

 — Стоимость билетов в РК, согласно международной практике, не регулируется. Соответственно, она формируется на рыночной основе. Но при этом важно отметить, что если авиакомпании нарушают антимонопольное законодательство, то соответствующие меры соответствующим уполномоченным органом должны приниматься.

Данил Москаленко:

 — Вы, как уполномоченный орган, можете повлиять на этот вопрос?

Адлет Кобенов, руководитель управления авиационных перевозок КГА МИИР РК:

 — Прямым образом, конечно же, мы регулировать не можем. Но министерством соответствующие меры по влиянию с положительной стороны принимаются. В первую очередь, совместно с авиакомпаниями расширяется парк воздушных судов. Так, за прошлый год казахстанские авиакомпании получили 14 новых самолетов. В текущем году запланировано еще 13 самолетов, из которых три уже прибыло. Помимо этого, РК ввела режим открытого неба для иностранных авикомпаний, которые могут выполнять полеты без каких-либо ограничений.

Данил Москаленко:

— Господин Мухтыбаев, прокомментируйте. Я вот эту проблему поднимаю — цена авиабилетов. И вот что делает официальный орган сейчас. Скажите, может, еще что-то надо менять?

Серик Мухтыбаев, экс-заместитель председателя комитета гражданской авиации МИИР РК:

— В принципе, это вопрос, который существовал и будет существовать постоянно. Почему? Потому что, начиная от геополитических моментов, заканчивая тем, что минэнерго объявило о повышении цена на авиакеросин… естественно, это повлечет за стобой увеличение стоимости тарифов. Но это – необходимость, плюс инфляционные процессы. Каким образом на это влиять? Влиять можно только способом создания здоровой конкуренции. У нас на сегодшний день рынок, к сожалению, контролируется в основном одной авиакомпанией: более 70% рынка контролируется группой компании Air Аstana. Отсюда понятно, что тарифы, которые определяют, возможность перелета наших граждан решается вот этой авиакомпанией.

Данил Москаленко:

 — Мне кажется, что здесь меры антимонопольного реагирования нужны. Потому что не все так просто. Смотрите, есть так называемый топливный сбор. Сенаторы его тоже разбирали. Получается, что топливный сбор есть, но вроде как он и не нужен. Может быть, пришло время его отменить? Как вы считаете?

Серик Мухтыбаев, экс-заместитель председателя комитета гражданской авиации МИИР РК:

 — Топливный сбор — он вводился, чтобы авиакомпания могла осуществить калькуляцию тарифа, который они осуществляют. Что этот топливный сбор идет не в доход авиакомпании, а он идет на оплату авиаГСМ, которые, к сожалению, у нас не регулируются. На данный момент есть дефицит производства авиаГСМ, второй момент в том, что они реализуются не рыночным способом, а через давальцев. У нас были попытки реализации топлива через биржу, но, к сожалению, они не пошли в активную фазу. Тогда бы была определена справедливая стоимость топлива, и рыночный способ определения вообще всех услуг

Данил Москаленко:

 — Для меня, честно говоря, это открытие. У нас бензин регулируется «от и до», а вот авиакеросин нет. С одной стороны, мера эта, конечно, не рыночная, но вот то, что вы говорите — я с вами совершенно согласен. Господин Кобенов, надо ли сейчас менять ситуацию в частности с топливным сбором, ну и в целом пересмотреть систему снабжения авиации авиакеросином?

Адлет Кобенов, руководитель управления авиационных перевозок КГА МИИР РК:

 — Вопрос топливного сбора на повестке у нас стоит. Если будет принято решение, то норма будет упразднена.

Данил Москаленко:

 — У вас, как у специалиста отрасли, какая позиция: отменить или оставить?

Адлет Кобенов, руководитель управления авиационных перевозок КГА МИИР РК:

 — Сейчас ведется анализ. По итогам будет принято решение.

Данил Москаленко (смеется):

— Хорошо, по-другому спрошу. На стоимость авиабилетов это повлияет или нет?

Адлет Кобенов, руководитель управления авиационных перевозок КГА МИИР РК:

 — Я не могу прямо сказать, потому что включать или не включать данный сбор в тариф —  это на усмотрение самих авиакомпаний.

Данил Москаленко:

 — Господин Мухтыбаев, вы как считаете? Антимонопольное агентство рекомендовало отменить этот топливный сбор. Повлияет ли это на цены?

Серик Мухтыбаев, экс-заместитель председателя комитета гражданской авиации МИИР РК:

 — К сожалению, вряд ли снизятся. Весь мир у нас работает по топливу, есть так называемая цена Platts. Это международные биржи, где определяется стоимость топлива на определенный период в будущем. По этим тарифам работает вся авиация. У нас, к сожалению, такого механизма нет, поэтому выполнение полетов в Казахстане экономически очень сложно планировать. Как я ранее сказал, проблема в стоимости топлива, то есть она колеблется даже не поквартально,  а ежедневно. Поэтому сложно планировать бизнес. А авиакомпании продают билеты на большой период вперед, поэтому они страхуются и закладывают определенную маржу. Отмена топливного сбора вопрос не решит кардинально. Допустим, у наших соседей, в Узбекистане, президент два года назад принял указ, который дал возможнсть отрасли работать в льготном режиме: отменены были ряд налогов, были преференции, доступ был к финансированию. Сейчас там порядка 5-6 новых компаний возникло, которые привлекают западные самолеты. У нас пожелали там:  давайте разделим Air Astana и Fly Arystan, давайте жестко будем контролировать. То есть, это нас отбросит далеко назад.


Источник: inbusiness.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *