За последние пару лет новый собственник вложил в ребрендинг и реконструкцию сети АЗС свыше 50 млрд тенге, существенно диверсифицировав свой бизнес, активно развивает также собственную сеть кофеен.
На сегодняшний день сеть заправок Qazaq Oil является бесспорным лидером рынка. Компания представлена практически во всех регионах страны, разливая каждый четвертый литр топлива автолюбителям Казахстана. Таких результатов во многом удалось добиться за счет повышения эффективности и модернизации активов. О тонкостях реализации масштабной инвестпрограммы в эксклюзивном интервью Inbusiness.kz рассказывает генеральный директор сети Qazaq Oil Тулемис Шотанов.
– Тулемис Садыкович, сейчас Qazaq Oil идет к завершению ребрендинга сети заправок. Каких результатов удалось достичь?
– Мы сейчас проводим глубокую трансформацию компании. Меняем не только внешний облик, но и совершенствуем бизнес-процессы. Именно этим целям мы посвятили всю предшествовавшую работу, активно реинвестируя получаемую прибыль. Благодаря проделанной работе реализация топлива на наших заправочных станциях возросла на 50%, а продажи товаров народного потребления – в 10 раз. Как следствие, мы смогли нарастить доходы, а значит, и увеличить платежи в бюджет. Например, по итогам прошлого года компанией совокупно выплачено налогов на 15 млрд тенге.
– В рамках трансформации вы неожиданно для себя открыли новую нишу, как собственная сеть кафе – мини-маркетов. Причем сейчас это направление развивается местами отдельно от АЗС. Расскажите, как вы пришли к реализации кофе и какие планы у компании по развитию данного направления бизнеса?
– Здесь нужна предыстория. Наша целевая аудитория – автолюбители, и Qazaq Oil прежде всего топливный бизнес. Но за счет предпринятых нами усилий и инвестиций, которые мы внесли, можно смело утверждать, что сегодня бренд Qazaq Oil состоялся. И это не только мое мнение, а мнение наших клиентов. Именно поэтому к нам приходят предприниматели с различными бизнес-идеями, которые хотят получить синергетический эффект от сотрудничества с нами.
Одна из наших задач – развивать средний и малый бизнес с помощью партнерской франчайзинговой программы. То есть мы предоставляем свое имя, свои регламенты, все наши программы и стандарты, маркетинговые акции и так далее. В этой синергии создается совершенно новый объект, где основные средства принадлежат нашему партнеру – предпринимателю. Мы же даем свое имя – происходит коллаборация и создается новая ценность. Эта win-win стратегия делает сотрудничество взаимовыгодным. Мы, по сути, помогаем развивать бизнес кофеен «под ключ».
Мы хотим, чтобы Qazaq Oil воспринималась как одно из мест, где очень вкусный кофе. Мы делаем на этом очень большой акцент. Сегодня мы видим по отзывам, что наш кофе, как принято сейчас говорить, «залетает», людям нравится.
Пока на сегодняшний день открыли три кофейни вне АЗС, и они все находятся в городе Астане. Но я полагаю, что в обозримом будущем число кофеен будет увеличиваться, поскольку это относительно доступный бизнес, то есть порог вхождения в него не столь высок. Кофейни – это популярный, современный и доступный формат, и за счет силы нашего бренда мы полагаем, что данный проект тоже будет успешен.
– Какова маржинальность ваших кофеен? Сколько средств необходимо предпринимателю для приобретения франшизы Qazaq Oil, чтобы построить АЗС и открыть кофейню?
– Я считаю, что это интересный и перспективный бизнес. Для открытия кофейни порог входа в бизнес намного проще, в зависимости от того, собственное ли это помещение или вы его арендуете, какое оборудование будете устанавливать. Кофейни могут быть и 100 кв. м, и 50 кв., и так далее. Но по опыту, который у нас уже есть, сумма входа в бизнес составляет от 20 млн тенге. Если говорить о премиальном формате, то сумма входа будет исчисляться десятками и даже сотнями миллионов тенге. Я сейчас говорю о самом доступном, экономварианте.
– Говоря о трансформации, успеваете ли реализовать свои планы в заявленные сроки?
– Наша масштабная инвестпрограмма очень капиталоемка. На сегодня наша компания уже инвестировала в свою трансформацию свыше 50 млрд тенге. Изначально мы ставили себе сроки завершения модернизации до конца 2023 года. Но жизнь внесла определенные коррективы. Из-за финансовых затрат мы немного изменили планы и перенесли сроки окончания модернизации на конец 2025 года.
Мы параллельно увидели для себя возможности по расширению охвата своей деятельности и реализовали их. Трансформация охватывает не только автозаправочные комплексы, но также и нашу инфраструктуру. Здесь я имею в виду нефтебазы, автопарки, лаборатории и прочее. Сейчас ставим задачу по полному обновлению автомобильного парка, парка бензовозов и так далее. Это трудоемкий процесс, но большая часть пути уже пройдена – 240 АЗС работают под новым брендом Qazaq Oil.
Кроме того, под нашим управлением находятся партнерские автозаправочные станции. В ближайшие годы мы планируем расширить охват.
– Какой размер инвестиций компания вложила в модернизацию? Могли бы крупными мазками расписать, на что пошли инвестиции?
– Всего мы инвестировали более 50 млрд тенге. Сумма, которую я озвучил, состоит из нескольких ключевых направлений. Первое – ребрендинг, второе – реконструкция. Чем отличается ребрендинг от реконструкции? Реконструкция – это когда мы на месте старого заправочного комплекса полностью и заново строим новый. Кстати говоря, мы построили шесть современных автозаправочных комплексов с нуля на трассе Западная Европа – Западный Китай, там, где ранее совсем не было АЗС, и планируем дальше продолжать эту работу. Обновили определенную часть автопарка, реконструировали наши нефтебазы. В совокупности наши инициативы и есть наши инвестиции, которые составили на сегодня 51,6 млрд тенге. Безусловно, эта цифра не окончательная и будет расти.
– Любые инвестиции должны окупаться. Как обстоят дела у возглавляемой Вами компании с возвратом своих вложений?
– Для каждого нашего объекта есть определенная финансовая модель. Некоторые АЗС окупят себя в течение пяти лет, другие – в течение семи. Мы хотели создать некий тренд. В стране есть запрос на позитивные изменения. Поэтому для нас Qazaq Oil – это не столько бизнес-кейс, сколько яркий пример того, как можно успешно работать и зарабатывать в частном секторе экономики Казахстана. Наша модернизация является также примером, когда в частном секторе за последнее время были вложены такие значительные средства, которые приносят пользу экономике страны.
Нужно понимать, что обыватель зачастую видит лишь вершину айсберга. При этом за всем этим стоит мотивационная программа. У нас работает более 4 тыс. сотрудников, мы разрабатываем партнерскую сеть, создаем экосистему продуктов и услуг вокруг Qazaq Oil. Очень много успешных кейсов по франчайзинговой программе. За этим всем стоит большая миссия по повышению деловой активности в стране.
Qazaq Oil на сегодня, бесспорно, является ярким кейсом происходящих преобразований. Немаловажно для нас развитие копоративных связей и культуры, которая бы ощущалась не только внутри компании, но и в целом в стране, поскольку это очень большая работа.
– В последнее время у всех на слуху тренд на искусственный интеллект, Chat GPT и другие версии. Расскажите о цифровой трансформации вашего бизнеса.
– Если говорить о наших клиентах, то, прежде всего, мы разработали мобильное приложение VLife, которое завоевало большую популярность. На сегодня его скачало более 1 млн пользователей, которые ежедневно им пользуются. Мы активно подключаем всех наших партнеров к VLife, чтобы совместно предложить нашим клиентам ценность в виде выгодных предложений в одном месте и подкрепляя ее общей системой лояльности.
Эта программа не имеет аналогов, так как VLife выходит за пределы автозаправочной станции. Можно собирать баллы не только приобретая бензин и кофе, но и другие сопутствующие услуги, которые спокойно можно использовать в нашей экосистеме.
Можно заправляться и вовсе не посещая кассовую зону АЗС и не предъявляя банковскую карту. В приложении VLife уже прошита программа, которая состоит из передовых алгоритмов. Эти алгоритмы помогают нам осуществлять предзаказ, то есть максимально учесть человеческий фактор.
В начале года запустили свой ситуационный центр. Все, что происходит на пути от нефтебазы и до автозаправочных комплексов, все на экране у диспетчеров. Поэтому мы можем гарантировать как качество топлива, так и точность налива.
Самостоятельно измеряем и уровень удовлетворенности клиентов. Если ранее мы тратили огромные деньги на индекс NPS и имели малое количество отзывов, то теперь это все измеряется в нашей бонусной системе Vlife. За май наш NPS составил 75,5%.
Уже совсем скоро рекомендательная система. Это когда клиенту будут предлагать именно его любимый товар. Искусственный интеллект обработает все предыдущие покупки нашего гостя и даст рекомендацию, что предложить. Сможет даже подсказать нашему продавцу, поздравить клиента с днем рождения.
Все это позволяет нам оценивать коэффициент трудового участия каждого сотрудника в общем благе и финансовом положении компании. То есть это элементы цифровизации, которые на сегодняшний день способствуют тому, чтобы, во-первых, максимально учесть человеческий фактор, во-вторых, сделать нашу работу более корректной и продуктивной и в-третьих, доставить максимальное удобство для наших клиентов.
– Как Вы мотивируете персонал на достижение столь высоких показателей?
– Два года назад наша компания разработала и внедрила у себя уникальный проект «Лига чемпионов» по аналогии с международным хорошо известным турниром под эгидой УЕФА. Суть этого проекта – мотивировать и стимулировать наших людей, сотрудников на выигрыш так называемого суперприза.
Мы уже получили первые результаты. Сотрудники одной из АЗС, занявшие 1-е место, смогли отдохнуть на курорте в Египте. Команда, которая заняла второе место, отдохнула в одном из санаториев на территории Казахстана, и за третье место сотрудники были вознаграждены ценными подарками.
Это является очень хорошим инструментом для того, чтобы люди скооперировались вокруг значимой идеи. Все хотят быть победителями, испытать свою минуту славы. Также это уникальная возможность, которая представляется нашему производственному персоналу: хорошо отдохнуть и побывать на лучших курортах мира.
За проектом стоит большая работа. Прежде всего, это программное обеспечение, необходимость подсчитывать баллы в режиме реального времени. Кроме того, необходимо ознакомить всех сотрудников с проектом, чтобы заинтересовать их и замотивировать. Далее следует процесс контроля и подсчета баллов, который также является значительным этапом работы.
В целом наша программа «Лига чемпионов» – очень интересная инициатива, которая позволяет сотрудникам быть максимально включенными в результат.
– На сегодня каждый четвертый автолюбитель в стране – ваш клиент. Расскажите, как компания с учетом масштабов операционной деятельности успевает следить за качеством и сохранностью своего топлива?
– Вопрос качества топлива и его сохранности для нас в приоритете. Главная цель – чтобы у наших клиентов была полная увереннность, что за свои деньги они приобретают качественное топливо и никто их не обманывает. Во-первых, на всех АЗС мы установили топливораздаточные колонки, которые полностью позволяют избежать вмешательства со стороны.
Наш ситуационный центр позволяет видеть количество запасов, все АЗС оборудованы приборами учета и контроля, бензовозы оснащены специальными датчиками, которые позволяют видеть отклонение от маршрута. Все наши объекты оснащены видеокамерами. Сотрудники центра видят, что происходит на том или ином объекте. Компания использует в своей деятельности топливораздаточные колонки немецкой фирмы – лидера отрасли Gilbarco и комплексное программное обеспечение бизнес-анализа Power BI.
– Тулемис Садыкович, расскажите поподробнее о работе ситуационного центра. В чем его смысл и значение?
– Как я уже до этого говорил, в первые дни февраля компания Qazaq Oil презентовала новейший по современным меркам ситуационный центр, главной целью которого является улучшение качества предоставляемых потребителям услуг. Если ранее на сбор и анализ уходило больше времени, затрат и человеческих ресурсов, то сегодня благодаря объективным данным ситуационного центра сотрудники Qazaq Oil сумели оптимизировать текущую работу, оперативно принимать важные решения и получать детальную информацию о деятельности компании.
Более того, стопроцентная цифровизация систем удобна также и тем, что дает возможность своевременно исправлять недочеты. Сегодня все автозаправочные станции Qazaq Oil оборудованы новейшей системой видеонаблюдения и телеметрическими датчиками на ключевых участках деятельности. Поэтому специалисты с помощью данных, которые поступают в ситуационный центр, моментально реагируют на непредвиденные и нестандартные ситуации.
Центр должен способствовать повышению доверия потребителей к продукту компании, так как основной вид деятельности Qazaq Oil – розничная реализация нефтепродуктов и товаров народного потребления, то потребителя в первую очередь волнует вопрос качества.
На всех видах оборудования, которое эксплуатируется компанией, установлены специализированные датчики, благодаря чему мы имеем возможность усилить точки контроля. Можно увидеть, был ли несанкционированный вход в «голову» колонки, или узнать, какой уровень налива топлива в этой колонке. Также есть возможность проследить маршрут движения бензовозов – отклоняются ли они от него или строго следуют ему. Есть необходимая информация и по нефтебазам. Все это и многое другое позволяет нам повысить контроль качества и количества топлива на всех этапах его движения – от перерабатывающего завода до заправочной станции.
Сегодня я с уверенностью могу заявлять, что компания Qazaq Oil несет стопроцентную ответственность и может гарантировать качество и сохранность топлива. Нет никах сомнений, что топливо поступает к нашим клиентам в первозданном виде от производителя.
– Спасибо Вам за интересную беседу. Удачи и процветания компании Qazaq Oil.
Источник: Inbusiness.kz
Оставить комментарий