Казнефть. Часть 43.
Откуда дефицит воды в «вододобывающей» стране?
Есть у меня несколько тезисов и идей по поводу текущей ситуации. К слову, о дефиците воды в Астане публиковал несколько постов в своем телеграмм-канале и соцсетях. Удивляет не столько его «неожиданность» — он был прогнозируемым, сколько последовавшая реакция уполномоченных государственных органов.
«Странные вы»
Переписывался с одним знакомым, он давно переехал из Казахстана в европейскую страну. Спрашивает у меня:
— Реально в Астане дефицит воды?
— Реально, причем уже давно.
— Странные вы. Зимой сжигаете столько дизеля, чтобы вывезти снег в степь, а летом сидите без воды.
— Ну так… Легких путей не ищем!
В действительности, дефицит воды в столице ощущался уже давно: новые районы и жилые комплексы перманентно живут в условиях слабого давления/напора уже несколько лет. Проблема известная, но каких-либо активных действий или пояснения позиции со стороны акимата не было. Для обращения внимания потребовался дефицит «в полный рост» и различные перекрытия дорог жителями столичных ЖК.
Куда смотрит акимат
Проблема водоснабжения поднимается на всех экспертных площадках уже давно. Пару месяцев назад на площадке Клуба экспертов при Сенате Парламента под председательством спикера палаты Маулена Ашимбаева проходила встреча с министром экологии и природных ресурсов Зульфией Сулейменовой, где активно обсуждались водные вопросы и пути решения накопившихся проблем. Я подчеркнул, что у воды и нефти много общего.
Следует отметить, что если вода в областях – это прерогатива комитета по водным ресурсам, основной задачей которого является «обеспечение координации по вопросам реализации государственной политики, выполнение стратегических, регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций в сфере управления водными ресурсами», то в городах, насколько я понимаю – это сфера ответственности конкретного МИО (местного исполнительного органа). По сложившейся традиции в РК все, что находится на границе ответственности нескольких госорганов, оказывается проблемным вопросом.
Ключевой вопрос, на мой взгляд, обладают ли городские акиматы компетенциями в этих вопросах? Есть ли у них прогнозные балансы производства и потребления воды на 5-10 лет? Пожалуй, министерству нужно выработать комплексный подход, консолидировав стратегические функции и контроль в этой сфере, а исполнительную часть оставить за МИО.
R/P ratio: вода и нефть
В нефтянке есть такой известный показатель – reserves-to-production, то есть на сколько лет хватит доказанных запасов нефти или газа при текущем уровне добычи.
К примеру, доказанные запасы нефти РК по оценке British Petroleum составляют 30 млрд баррелей (это та нефть, которую экономически рентабельно добывать при текущих мировых ценах), и при текущем уровне добыче нефти нам хватит на 45,3 лет, по природному газу – 71,2 года, а по углю – 226 лет.
А на сколько нам хватит воды? В разрезе областей и городов? Полагаю, что таких данных и реального прогнозного баланса с учетом роста и притока населения в города нет. К примеру, та же самая проблема с притоком населения в Мангистаускую область усугубила дефицит воды в регионе, и потребовалось строительство/реконструкция водовода Астрахань-Мангышлак из России, которую поручили провести национальной компании АО «КазТрансОйл».
«КТО» начал реализацию проекта в марте 2023 года, пропускная способность вырастет со 110 тыс. до 170 тыс. кубометров в сутки, стоимость – 110 млрд тенге.
Был ли первоначально анализ, сколько воды будет требоваться Атырауской и Мангистауской областям с учетом ежегодного притока населения на горизонте 2011-2013 гг., когда моногороду начали предоставлять широкие льготы и послабления? Госаппарату необходимо понять, что будет с водоснабжением в городах РК через 10-15 лет, а в перспективе как минимум до 2050 года.
По прогнозам к 2040 году в Казахстане будет проживать 25 млн человек, но если нам уже сейчас не хватает воды на 20 млн населения, а некоторые села даже в развитой Алматинской области по-прежнему без питьевой воды, то как мы обеспечим необходимый прирост на 25%? При этом вода будет требоваться в бОльших объемах и для промышленности, МСБ, сельского хозяйства.
В п.15.5 положения о комитете водных ресурсов указано, что комитет «создает информационную базу данных водных объектов и обеспечивает доступ к ней всех заинтересованных лиц». Не уверен, есть ли эта актуальная база (тем более в открытом доступе), но для долгосрочного планирования развития экономики необходимо переосмысление подходов к данной сфере.
Развитие и инвестиции в города и агломерации должны основываться на располагаемых ресурсах воды. Текущая застройка Алматы и Астаны, когда новые жилые комплексы и районы остаются без воды, свидетельствует об отсутствии институциональной экспертизы и баланса ЦГО+МИО.
Удивительная реакция
Местные исполнительные органы в текущем году демонстрируют ту же самую позицию, которая характерна для всех госорганов: молчание и игра в «незамечание» проблемы. Но история аналогична, как и по топливу!
Много раз говорил и публиковал: минэнерго в ответ на перманентный дефицит сжиженного газа должно официально объявить всем – не переводите авто на ГБО, сжиженного газа в стране нет. По понятным причинам ни один министр энергетики до сих пор этого не сделал.
Я ожидал, что аким столицы Женис Касымбек или министр экологии и природных ресурсов Зульфия Сулейменова сделают официальное заявление с признанием системного дефицита воды и призывом к экономии. Но, к сожалению, и здесь мы не увидели этого.
Подобное объявление было бы логичным и особенно актуальным в свете одного из главных тезисов нашего президента Касым-Жомарта Токаева, озвученного на этой неделе: «Превыше всего должны быть такие ценности, как патриотизм, гуманность, культ знаний, бережливость, трудолюбие, милосердие. Справедливый Казахстан построят только ответственные граждане».
Нам нужен социальный портрет ответственного гражданина, как ориентир для граждан. На мой взгляд, его сегодня нет. И бережливости к ресурсам – топливу или воде – даже нет в повестке ни госорганов, ни общества в целом.
На сколько нам хватит воды в Казахстане? Сколько мы потребляем? Сколько мы можем сэкономить? Что для этого нужно? Вода, как и топливо, сегодня воспринимаются в РК как данность – но так не будет всегда.
К примеру, по данным немецкой Statista, страны Центральной Азии к 2040 году будут самыми вододефицитными регионами в мире! Что делать, чтобы избежать негативных последствий (как минимум), или извлечь выгоды (как максимум)?
Я вижу дефицит воды и топлива в одном контексте: госорганы не способны прогнозировать потребление и мощности по добыче/переработке даже на ближайшие 3-5 лет, не говоря о долгосрочной стратегии развития государства.
Весь мир бережливо относится к ресурсам. В Казахстане это непопулярная тема. Но рано или поздно мы к этому придем.
P.S. С 1 июля тарифы на водоснабжение в Астане для физлиц вырастут на 62%, так как утвержденный ежегодный рост на 3-4% на 2020-2025 гг. не покрывал убытков. Чем вода отличается от топлива? В теории – ничем: воду и нефть нужно добыть из-под земли, очистить/переработать, доставить потребителям.
Если мы говорим, что даже вода поставляется в убыток и требует как минимум 60%-го роста, то почему так много сломанных копий о 13%-ом росте цен на бензин? Такая же «жидкость», которую нужно добыть, переработать, только доставить (в отличие от воды) за тысячи километров до покупателей.
P.P.S. В наших любимых Эмиратах предъявляют большое количество требований к жилым комплексам в части экономного и повторного использования и сбора воды. Что нам мешает «подтянуться» до такого уровня? На мой взгляд, в Казахстане со временем вода будет стоить дороже, чем в ОАЭ, где используют дорогостоящие технологии очистки морской воды.
Источник: Kursiv.kz
Оставить комментарий