Кофе и плюшки: как нефтяники перезапускают экономику

Кофе и плюшки: как нефтяники перезапускают экономику

Компания PetroRetail продолжает модернизацию сети АЗС под брендом QazaqOil

Сразу после покупки сети АЗС «КазМунайГаз» компания PetroRetail начала ребрендинг станций. О том, какие изменения ждут рынок, рассказал в интервью Forbes.kz генеральный директор компании Тулемис ШОТАНОВ.

Процесс модернизации компания начала в 2020 году. Он коснулся большинства АЗС. Еще на 98 завершится до конца 2025 года. Построено шесть АЗС по трассе Западная Европа-Западный Китай с нуля. Кроме того, активно развивается франчайзинговая программа компании  DODO. По ней открыто 17 АЗС. Всего под брендом Qazaq Oil сегодня действуют 240 станций.

— В первую очередь главное для нас — повышать качество предоставляемых услуг, качество наших продуктов, создавать новые сервисы, внедрять цифровизацию и новые технологии. Быть на одной волне с нашими клиентами. Мы хотим, чтобы точки Qazaq Oil были местом, куда всегда приятно возвращаться, где отличная еда, хорошее обслуживание, приветливый персонал. Что касается количества АЗС, то все зависит от ситуации на рынке, — рассказал Шотанов.

На сегодняшний день PetroRetail инвестировала в модернизацию 51,6 млрд тенге. Эти ресурсы работают и на экономику Казахстана: строительно-монтажные работы, асфальтобетонное покрытие, многие виды комплектующих — все это поставили отечественные товаропроизводители.

Однако после последнего повышения цен на бензин и дизель в апреле 2023 года в общественном поле сложилось мнение, что АЗС — главные выгодополучатели роста цен.

— На самом деле это далеко не так. Значительно поднялись и отпускные цены. И на уровне нашей маржинальности, по сути, это не сказалось. То есть повышение цены было оправдано повышением отпускных цен со стороны ресурсодержателей в адрес АЗС, – говорит Шотанов. — Сегодня государство устанавливает не только предельные розничные цены, а также и цену отпуска в адрес автозаправочных станций. Стоимость транспортно-логистических услуг тоже растет с каждым годом и оказывает существенное влияние на маржу. Есть затраты, связанные с содержанием АЗС, коммунальные траты, текущий ремонт, зарплата сотрудников и так далее. В результате, текущая прибыльность от продажи нефтепродуктов составляет порядка 6%.

По его словам, по прибыльности рынок ГСМ Казахстана значительно уступает соседним странам. Согласно исследованию, проведенному компанией, в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине маржинальность на порядок выше, чем в нашей стране.

Намного интереснее маржинальность в нетопливном бизнесе. Объемы реализации товаров народного потребления на заправках QazaqOil за последние три года возросли практически в 10 раз.

— У нас кофе является хитом продаж. Мы сейчас открыли у себя цех по производству выпечных изделий. Конечно, маржа там на порядок выше. Поэтому компания очень активно работает в нетопливном направлении. Это говорит о том, что за счет применения современных подходов, новых трендов, которые складываются на рынке, и того, что мы модернизировали нашу автозаправочную сеть, нам удалось значительно поднять продажи. Как следствие, увеличились и налоговые сборы.

Еще один вызов для АЗС по всему миру – растущий рынок электромобилей. В странах Европы, к примеру, обещают запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году.

— Какова наша стратегия? Жидкое топливо вы можете приобрести только на АЗС, а системы зарядки устанавливают везде. Здесь сильной привязки к автозаправочным станциям нет. На первый взгляд кажется, что это угроза для нас. Но мы относимся к этим переменам очень спокойно: нужно понимать специфику Казахстана. У нас большие расстояния, у нас суровые климатические условия, минусовая температура. АЗК на трассе и магистральных направлениях будут актуальны для дозорядки электрокаров. А значит, это возможность развивать нетопливные продажи, — объяснил гендиректор компании.

Сегодня компания активно развивает кофейни Q-Cafe на АЗС, а в начале июня запустили три новые кофейни в Астане — не на заправках. В планах развивать эту систему по всему Казахстану. И здесь, конечно, безграничные условия для роста. Кофейни — это довольно доступный бизнес с точки зрения порога вхождения. Поэтому в PetroRetail полагают, что количество кофеен Q-Cafe будет стремительно увеличиваться.

— Это наш значительный вклад в развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане. Представьте, если количество кофеен будет измеряться не единицами, а десятками, сотнями, значит, удастся создать побольше рабочих мест, — рассказал генеральный директор компании. — Qazaq Oil — это трендсеттер. Это не просто автозаправочный бренд, а бренд позитивных изменений в жизни наших клиентов, нашей экономики, малого и среднего бизнеса. По крайней мере, мы сделали всё, чтобы он так воспринимался.

Фото: архив пресс-службы.


Источник: Ratel.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *