В первую очередь отмена госрегулирования повлияет на стоимость такси.
Казахстан долгие годы остается страной с одними из самых низких цен на бензин и дизельное топливо. Однако, несмотря на доступность топлива для населения, это создает ряд проблем: дефицит ГСМ, нелегальный вывоз сырья за границу и низкая инвестиционная привлекательность отрасли. Чтобы решить эти вопросы, министерство энергетики планирует отменить госрегулирование цен на ГСМ. Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов считает, что эти меры давно назрели, хотя и могут ударить по кошелькам казахстанцев, передает inbusiness.kz.
Аналитик отметил, что у этого решения есть свои плюсы и минусы. Конечно, рост цен на топливо неизбежно приведет к повышению стоимости товаров и услуг. Однако в долгосрочной перспективе поправки сыграют на руку казахстанской экономике и помогут сэкономить бюджетные деньги.
«Казахстан долго стоял на этом пороге — отменять или не отменять госрегулирование цен. С одной стороны, госрегулирование имеет плюсы: у всех дешевая нефть, бензин, сжиженный газ, дизель. Минус — из-за того, что у нас топливо дешевле, чем в той же России или других нефтяных странах, нефтепереработка инвестиционно непривлекательна. Никому не интересно делать бензин, производить дизель или, например, авиакеросин, если это все супердешево. Во-вторых, где есть госрегулирование, не рынок определяет цены, а это дает возможность для коррупции», – заявил Рысмамбетов».
Исправить старые ошибки и стать привлекательнее
По мнению эксперта, отмена госрегулирования создаст более прозрачные и конкурентные условия на рынке, а также сделает нефтяную отрасль Казахстана привлекательной для инвесторов в долгосрочной перспективе.
«У нас качество бензина и дизеля хуже, чем в России. Надо признать: дешевле, но плохой. Поэтому чем больше инвесторов придут в эту сферу, тем будет лучше — выше качество продукции», – отметил Рысмамбетов.
Для того чтобы инвесторы начали вкладывать деньги в эту отрасль, цены на ГСМ должны быть розничными, считает Рысмамбетов. Это позволит построить новые НПЗ не в ущерб государственному бюджету.
«Самое главное, нужна правильная коммуникация — зачем это все делается? Чтобы завтра инвестор мог прийти и сказать, что хочет, допустим, поставить завод по сжижению газа. Или мы обращаемся к государству, чтобы отремонтировать, к примеру, ГПЗ в Мангистауской области, который еле дышит. И государство опять лезет в Нацфонд. Суть инвесторов в том, чтобы мы не тратили Нацфонд, а оставили его следующим поколениям. У нас цена должна быть достаточно высокой для того, чтобы те же корейцы (инвесторы — прим. ред.) зашли к нам на рынок и ставили НПЗ за свой счет», – заявил Рысмамбетов.
Проблемы с НПЗ и рост цен
Эксперт отметил, что сейчас на рынке ГСМ в Казахстане есть дефицит, который в будущем может усугубиться.
«Честно говоря, наши НПЗ старые. Я не знаю, что делали в минэнерго, но это надо было уже 10 лет назад чинить. Для сравнения: в Татарстане есть Танеко — их один нефтеперерабатывающий комплекс производит больше, чем все наши три НПЗ вместе взятые. Над этим, честно говоря, предыдущие составы минэнерго, а может, даже правительство, вообще не думали. Придется увеличивать мощности», – считает Рысмамбетов.
Конечно, повышение цен на топливо неизбежно скажется на расходах казахстанцев. В частности, подорожают услуги, связанные с транспортом и логистикой. Однако рост будет незначительным, считает аналитик.
«Так как Казахстан — большая страна, у нас цена на ГСМ лежит везде: в транспорте, логистике и доставке. Поэтому, я думаю, можно ждать определенного повышения цен. Не 10%, даже не 5%. Но у нас есть недобросовестные игроки на рынке. Невозможно, чтобы когда ГСМ дорожает, допустим, на 1-2%, те товары, которые перевозятся грузом, тоже дорожали на ту же сумму. Этого невозможно. В краткосрочной перспективе, конечно, люди чуть больше будут тратить на такси. Но это, опять же, не на 10%», – пояснил эксперт.
Он добавил, что повышение цен в краткосрочной перспективе может усилить инфляцию. Поэтому государству необходимо обеспечить поддержку социально уязвимым слоям населения. А агентству по защите и развитию конкуренции нужно усилить контроль, чтобы избежать спекуляции.
В заключение Рысмамбетов отметил, что повышение цен на ГСМ — это не прихоть государства, а необходимость, которая благоприятно скажется на десятках тысяч казахстанцев, работающих в нефтяной отрасли. Сегодня эти люди зарабатывают небольшие деньги, поскольку государство долгие годы сдерживало цены.
17 января минэнерго опубликовало на сайте «Открытые НПА» приказ с предложением отказаться от госрегулирования цен на ГСМ. В ведомстве пояснили, что новая политика направлена на «создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных инвестиций».
Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов предположил, что переход к рыночным ценам будет поэтапным. Что касается цен на бензин, то, по его мнению, они постепенно будут расти. К примеру, Аи-92 будет стоит около 320 тенге по текущему курсу, Аи-95 — 340 тенге. Подробнее об этом читайте здесь.
Изображение Sebastian Ganso с сайта Pixabay
Источник: inbusiness.kz
Оставить комментарий