Аналитик: Дефицит авиатоплива преимущественно вызван нехваткой сырой нефти

Сергей Смирнов отметил, что крупные месторождения работают по соглашению о разделе продукции.

Дефицит авиатоплива преимущественно вызван нехваткой сырой нефти в стране. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сказал аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов. 

«Вроде бы власти объясняют, что мы одна из крупных нефтяных держав, но такие месторождения, как Тенгиз, Карачаганак, Кашаган, позволяют добывать более 60% сырой нефти в Казахстане. Они работают по соглашению о разделе продукции. А согласно этому соглашению, компании, работающие с указанными месторождениями, не обязаны поставлять на внутренний рынок ни грамма нефти. И поэтому она в основном идет на экспорт. А поставками на НПЗ занимаются крупные и средние компании, которые работают на старых месторождениях, открытых еще в период СССР», — заключил Сергей Смирнов.

По его мнению, проблему с дефицитом авиакеросина в Казахстане можно решить за счет поставок из России. 

«Другого варианта у Казахстана, кроме как наращивать закуп авиатоплива в России, нет. Когда у нас была проблема с нехваткой дизельного топлива на местном рынке, наша страна дополнительно закупила  100 тыс. тонн в России. Соответственно, думаю, что проблема с авиакеросином будет решаться таким же способом. Но, несмотря на то что РФ является дружественной страной для нас, при планировании дополнительных поставок авиатоплива она в первую очередь будет обеспечивать топливом именно свой рынок, а после наш», — отметил Сергей Смирнов.

По его словам, в России авиатопливо дороже, чем в Казахстане. В соседней стране другая структура ценообразования, пояснил аналитик. 

«Ранее власти  Казахстана заявляли о том, что в структуре стоимости казахстанского топлива 50% занимает сырая нефть. Думаю, что это не совсем так. Если бы так было, то цена на топливо следовала бы за ценой на нефть. У нас же не так. Что бы у нас ни происходило с ценой на нефть, цена на топливо всегда только росла. Вспомните, когда около 10 лет назад баррель нефти марки Brent стоил более 140 долларов, бензин АИ-92 продавался по 82 тенге. Сейчас нефть стоит чуть более 85 долларов за баррель, а бензин той же марки стоит 173 тенге за литр. К тому же в Казахстане, как заявляют власти страны, в структуре стоимости авиатоплива помимо 50% сырой нефти еще 15-17% занимают налоги. В России иная ситуация, там 7-10% стоимости топлива – это сырая нефть, а около 50% — налоговая составляющая», — подчеркивает Сергей Смирнов.

Он отметил, что дефицит авиатоплива наблюдается не первый год. «Тем более когда был дефицит с дизтопливом, в Минэнерго сообщили, что на Шымкентском НПЗ собираются вдвое сократить производство авиакеросина и увеличить производство дизтоплива. И тогда одна из авиакомпаний их предупредила, что возможен дефицит авиакеросина. В министерстве же заверили, что все будет нормально. А де-факто мы видим, что опасения подтвердились», — вспоминает Сергей Смирнов.

На вопрос о том, могли ли аэропорты заранее закупить объем авиатоплива, который бы снизил риск возникновения его дефицита, аналитик ответил: «В аэропортах нет крупных хранилищ. Даже впрок на три месяца они не могут заранее закупать топливо».

В то же время в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК отметили, что «в связи с ремонтными работами на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) на внутреннем рынке авиационного топлива имеются определенные трудности с производством и обеспечением авиакеросина для аэропортов и авиакомпаний». И заверили, что обеспечена бесперебойная заправка регулярных пассажирских и грузовых рейсов.

«Ранее в МИИР также трудности с поставками топлива объяснили капитальным ремонтом Шымкентского НПЗ. Вспомните, как только нефтеперерабатывающие заводы у нас становятся на плановый, подчеркиваю именно на плановый, ремонт, усугубляются проблемы  с топливом. Минэнерго должно заранее подготовиться к плановым ремонтам и заранее формировать запасы топлива», — отмечает Сергей Смирнов .

Он считает, что глобально проблему с дефицитом авиатоплива можно было решить, если бы при модернизации НПЗ придерживались бы первоначального плана по переработке бензина.

«В 2009 году план предусматривал, что заводы будут перерабатывать 19,5 млн тонн сырья в год. По факту они сейчас перерабатывают 16,5 млн тонн сырья в год. То есть на 3 млн тонн меньше, чем планировалось изначально. А от строительства четвертого НПЗ Казахстан отказывается: то место для него не могут найти, то находят другие причины», — подчеркивает аналитик.


Источник: kapital.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *