Китай наращивает спрос на все энергоносители, в том числе, российского производства. Нефть сорта ВСТО нужна китайским независимым НПЗ. Поставки газа также растут в этом году, несмотря на большие объемы собственной добычи, а импорт угля и вовсе достиг максимальных значений.
ВСТО ПОЛЬЗУЕТСЯ БОЛЬШИМ СПРОСОМ
Импорт нефти в Китай в ноябре этого года увеличился до 10,17 млн барр./сут., что на 14,3% больше, чем месяцем ранее. Однако поставки нефти в страну значительно уступают показателю ноября 2020 года, когда импорт составил 11,04 млн барр./сут.Включить звук
В прошлом месяце независимые китайские НПЗ возобновили покупки нефти за рубежом после получения импортных квот от центрального правительства. Нефть, закупленная за рубежом в соответствии с предоставленными квотами, должна поступить в страну до конца года. В связи с этим значительно вырос спрос на российскую нефть сорта ВСТО. Нефть этого сорта легкая и малосернистая, перерабатывая ее можно получить максимальный объем светлых нефтепродуктов — прежде всего бензина и дизельного топлива.
Отгрузки ВСТО осуществляются на дальневосточном терминале Козьмино, расположенном на побережье Японского моря вблизи Владивостока. Благодаря высокому качеству и географической близости терминала Козьмино сорт ВСТО пользуется большим спросом со стороны независимых китайских НПЗ, большинство которых расположены в прибрежной китайской провинции Шандун.
ПЕКИН СДЕРЖИВАЕТ РОСТ ИМПОРТА НЕФТИ
Несмотря на рост поставок в ноябре, за 11 месяцев этого года импорт нефти в Китай снизился на 7,3% относительно того же периода 2020 года. После обвального падения цен на энергоносители в прошлом году, который произошел из-за сокращения спроса во время пандемии коронавируса, китайские компании начали скупать нефть в разных регионах мира в больших объемах. Нефть, которую не могли переработать китайские НПЗ, направлялась в стратегические и коммерческие хранилища страны. По разным оценкам, в 2020 году стратегические и коммерческие запасы Китая увеличились более чем на 60 млн т.
В этом году на фоне восстановления мировой экономики после пандемии коронавируса нефть существенно выросла в цене — в октябре фьючерсы на Brent подорожали до $86,7/барр., максимального показателя за последние три года.
Из-за подорожания нефти китайские компании начали использовать дешевое сырье, накопленное в коммерческих хранилищах. Более того, часть объемов из стратегических хранилищ также была направлена на переработку внутри страны, чтобы сократить импорт и обуздать рост нефтяных цен на мировом рынке.
Китайские власти также поддержали призыв президента США Джо Байдена: использовать нефть из стратегических хранилищ, чтобы добиться снижения мировых цен на энергоносители. Байден объявил, что предоставит американским компаниям на возмездной основе 50 млн барр. из стратегических хранилищ США в конце 2021 — начале 2022 года. Сроки и количество нефти, которая поступит на рынок из китайских стратегических запасов, остаются неизвестными.
Китай является крупнейшим импортером нефти в мире, значительно опережая по этому показателю находящийся на втором месте ЕС. Собственная добыча, которая в этом году составит около 4 млн барр./сут., не может обеспечить растущие потребности Китая. Зависимость страны от импорта нефти превышает 70%.
Крупнейшим поставщиком нефти на китайский рынок является Саудовская Аравия, за которой с небольшим отставанием следует Россия. Российская нефть поставляется в Китай по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), конечным пунктом которого является терминал Козьмино. Пропускная способность трубопровода достигает 80 млн т/г. Кроме поставок за рубеж ВСТО служит для снабжения сырьем двух российских НПЗ на Дальнем Востоке — в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.
В Китай российская нефть экспортируется как через терминал Козьмино, так и по нефтепроводу Сковородино — Мохэ — ответвлению ВСТО мощностью до 30 млн т/г.
Кроме того, «Роснефть» осуществляет поставки в Китай через территорию Казахстана по нефтепроводу «Атасу — Алашанькоу» пропускной способностью до 10 млн т/г.
ИМПОРТ ПРИРОДНОГО ГАЗА И УГЛЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫРОС
Поставки природного газа — в виде СПГ и трубопроводного — в январе — ноябре этого года выросли на 14,4% относительно того же периода 2020 года, достигнув 10,73 млн т. В Китае учет газа ведется в тоннах, поскольку импорт осуществляется преимущественно в виде СПГ.
За 11 месяцев этого года импорт природного газа в Китай вырос на 21,8% в годовом исчислении — до 109,8 млн т (151,5 млрд куб. м). По предварительным данным, собственная добыча за тот же период достигла 184,4 млрд куб. м — на 8,3% больше, чем в январе — ноябре 2020 года.
Россия наращивает экспорт природного газа в Китай — и СПГ, и трубопроводного газа. Ожидается, что поставки по газопроводу «Сила Сибири» в этом году составят около 10 млрд куб. м. Поставки СПГ также вырастут, но потенциал увеличения экспорта ограничен производственными мощностями. Крупнейшим производителем в России является контролируемый «Новатэком» завод «Ямал СПГ», проектная мощность которого составляет 16,5 млн т/г. Однако из-за высокого спроса выпуск СПГ на заводе превышает его установленную мощность. Экспорт продукции «Ямал СПГ» осуществляется по Северному морскому пути — в западном направлении круглогодично, в восточном 7-8 месяцев в году в зависимости от ледовой обстановки.
«Новатэк» также ведет строительство второго крупнотоннажного завода «Арктик СПГ — 2», мощностью 19,8 млн т/г. Китайские компании входят в состав акционеров «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ — 2».
В ноябре импорт угля в Китай достиг максимального значения в 2021 году. С наступлением отопительного сезона в северных и северо-восточных регионах страны спрос на уголь со стороны ТЭС и ТЭЦ значительно вырос. В сентябре — октябре в Китае возник энергетический кризис из-за нехватки энергетического угля, который используется в качестве топлива на ТЭС. Во многих провинциях страны поставки электроэнергии промышленным предприятиям были ограничены.
Несмотря на огромные объемы собственной добычи — свыше 4 млрд т/г — Китай вынужден закупать уголь за рубежом. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, в прошлом месяце поставки угля в страну составили 35,05 млн т по сравнению с 26,94 млн т в октябре.
Импорт в течение первых 11 месяцев вырос в годовом исчислении на 10,6% и достиг 292,32 млн т. Основными поставщиками являются Индонезия, Монголия и Россия. Ограниченная пропускная способность железных дорог в Восточной Сибири и Дальнем Востоке сдерживает рост экспорта российского угля в Китай.
До сих пор не началось движение по первому железнодорожному мосту через реку Амур, по которой проходит граница между Россией и Китаем. Строительство моста завершилось в августе, но начало движения по разным причинам постоянно откладывается. Грузооборот между двумя странами мог бы значительно увеличиться, поскольку пропускная способность моста достигает 27 млн т/г.
Источник: 1prime.ru
Оставить комментарий