Рынок нефти в начале декабря столкнулся с небывалым падением. Впервые с марта 2020 года мировые цены рухнули практически на 20%. Обстановка остается трудно прогнозируемой с учетом того, что на сырьевые котировки влияет появление нового штамма коронавируса «омикрон», который может оказаться еще более заразным, чем «дельта». В целом же на фоне восстановления мировой экономики 2021 год принес рост цен и на нефть, и на продукцию большинства смежных отраслей.
В начале декабря стоимость нефти марки Brent опустилась ниже $68 за баррель на лондонской бирже ICE. Только за первый день месяца она подешевела почти на 10%. На падение повлияло решение США вывести на рынок 50 млн баррелей из стратегических запасов. Их примеру последовали и несколько других стран. В совокупности с рисками новых локдаунов это вызвало серьезное падение цены. Инвесторы опасаются новых санитарных ограничений, перерывов в транспортном сообщении, и как, следствие, снижения спроса на топливо.
Сейчас в мире вводятся различные карантинные меры. Так, например, Япония даже отменила Гран-при по фигурному катанию. Сворачиваются полеты в страны Африки, некоторые другие регионы. В Европе начинают вводить ограничения, обязательную вакцинацию. Однако пока новый штамм мало изучен. Возможно, он не настолько агрессивен, как предыдущий штамм «дельта», но есть вероятность, что существующие вакцины не столь эффективны против него.Перейти на сайтВключить звук
«Если это окажется так, мир может вернуться к состоянию весны-лета прошлого года, когда была только механическая защита — маски, социальная дистанция, карантины. Естественно, в этих условиях цена на нефть вряд ли будет расти, скорее продолжит падать», — отмечает ведущий аналитик компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков.
Но решение ОПЕК+ может затормозить падение, если они не будут наращивать добычу, или даже начнут ее сокращать, добавил он.
Однако страны ОПЕК+ в начале месяца приняли решение сохранить текущую стратегию и продолжить в январе наращивать добычу нефти на плановые 400 тысяч баррелей в сутки.
По мнению аналитиков, решение альянса было ожидаемым, поэтому никак не повлияло на нефтяные котировки. Если бы ОПЕК+ сократила подачу дополнительных объемов, например, запланировала бы не плюс 400 тысяч, а плюс 200 тысяч, это поддержало бы рынок. Или если бы они ускорили выпуск нефти в январе больше запланированного, это бы повлияло негативно на цены на нефть», — рассуждает независимый эксперт Дмитрий Лютягин.
По его словам, на данный момент для трейдеров сохраняются другие факторы — влияние «омикрона» и развитие энергокризиса в Европе и Азии. Если кризис будет разрешен, дополнительный спрос на энергоносители должен уйти, и это окажет давление на котировки.
Если цена на нефть действительно продолжит падать, то это повлияет и на российскую валюту. Как отмечает Кочетков, небольшое снижение цены на нефть для рубля скорее благо, так как Минфин сократит покупку валюты в раках бюджетного правила.
Однако если посмотреть на стоимость нефти в течение всего 2021 года, станет заметен устойчивый рост. Так, например, в середине октября цена нефти марки Brent обновила рекорд трехлетней давности. Стоимость поднялась выше $86 за баррель впервые с 1 октября 2018 года. К 8 декабря 2021 года стоимость нефти марки Brent вновь поднялась и составляет уже $75 за баррель.
ВЗАИМОСВЯЗАННЫЙ РОСТ
Динамика цен на нефть неизбежно влияет и на другие смежные отрасли экономики: дорожает нефть — растут и цены на топливо, полимеры и другие производные продукты.
Так, из-за роста мировых цен на нефть в течение 2021 года выросли и цены на авиакеросин. По оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта на основе данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, в октябре стоимость авиакеросина в годовом выражении была на 19,5% выше, чем в октябре 2019 года, а в первые дни ноября — уже на 24,3%.
Не отстают и автомобильные перевозки: в начале ноября средние цены на бензин в США побили рекорд 2014 года — $3,74 за галлон (около $1 за литр). Известно, что стоимость бензина в США напрямую зависит от нефтяных котировок. В России же котировки не дают прямого влияния на розничную стоимость автомобильного топлива, однако оптовые цены частично зависят от стоимости нефтепродуктов в Европе.
За 2021 год рост розничных цен на бензин в России составил 6,9%, в то время как в других странах стоимость выросла на 20-30%. Разница обусловлена демпферным механизмом, который российские власти используют для корректировок цен на топливо внутри страны: при высоких ценах на бензин и дизель в Европе отечественные нефтяные компании получают бюджетную компенсацию за поставки топлива на российский рынок.
Возросшая стоимость нефти и газа в мире в 2021 году стала одной из причин роста цен на полимерную продукцию, что можно считать неизбежным, поскольку подорожало основное сырье для производства полимеров: СУГ, получаемый из попутного нефтяного газа, и нафта.
При этом важным фактором стало и то, что 2021 год, несмотря на новые волны пандемии, стал временем восстановления мировой экономики после коронакризиса. Если в начале 2020 года спрос на полимерную продукцию со стороны переработчиков резко падал, то уже в третьем квартале прошлого года он начал восстанавливаться и, вероятно, продолжит рост. Но предложение пока не соответствует спросу — одной из причин этого стал энергетический кризис в Китае. Так, из-за возросших цен на уголь и снижения собственной добычи в попытке выполнить ужесточившиеся экологические требования, в ряде провинций КНР пришлось нормировать потребление электричества, десятки тысяч предприятий перешли на двухдневную рабочую неделю или перестали работать. Приостановка работы крупнейших нефтехимических предприятий в Китае уже привела к росту цен на основные полимеры на 10%.
Причинами роста котировок на полимерную продукцию стали также дефицит продукции на мировом рынке, вызванный остановкой ряда производителей полимеров в ЕС и США и резкий рост затрат на транспортировку. Тенденция появилась уже во второй половине 2020 года, когда начал восстанавливаться спрос на полимеры со стороны переработчиков. Однако вовремя доставлять полимерную продукцию помешали беспрецедентно высокая стоимость фрахта (рост по отдельным направлениям произошел более чем в пять раз) и дефицит контейнеров во всем мире.
ПАНДЕМИЯ РАЗРЫВАЕТ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК
Коронавирусные ограничения 2020 года вызвали целый ряд сбоев в логистике. По данным IHS Markit, беспрецедентные ограничения глобальных цепочек поставок до 2021 года не демонстрируют признаков ослабления в 2022 году, при этом химические вещества являются одним из товаров, наиболее подверженных риску дальнейшего сбоя. Имеющиеся сейчас задержки в глобальной цепочке поставок — это, безусловно, самые длительные сбои за последние 30 лет.
Кризис цепочек поставок начался с загруженности портов в результате более быстрого, чем ожидалось, восстановления экономики после первой волны пандемии коронавируса. Усугубили ситуацию зимние штормы, остановившие нефтехимическое производство на побережье Мексиканского залива США. Новая волна заражений в Азии вызвала дальнейший сбой в глобальной контейнерной системе: порты на юге Китая закрываются или работают с ограниченной пропускной способностью.
Возникли задержки доставки в том числе критически важных сырьевых материалов и продуктов, находящихся на распределении. Так, время в пути от порта до порта из Шанхая на западное побережье США увеличилось с двух недель до более чем 30 дней. Неизбежно стали возникать дефициты продукции, в частности это коснулось специализированной химии.
Ограничения также вызвали резкий рост транспортных расходов. Так, стоимость морских перевозок этим летом достигла пятилетнего максимума. В ежегодном обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию при Генассамблее ООН отмечено, что при сохранении роста ставок фрахта контейнерных перевозок, к 2023 году мировые цены на импорт в среднем могут вырасти на 10,6%. Рост цен на контейнеры оказался столь значительным, что их стоимость может соперничать с высокими затратами на авиаперевозки — ряд компаний вынужден выбирать альтернативные способы транспортировки, в том числе воздушным транспортом.
С автомобильным тоже не все гладко — Европа страдает от нехватки водителей грузовиков, что также приводит к задержкам и дополнительным расходам на транспортировку. Повышенный спрос, связанный с восстановлением промышленного производства, только растет по мере приближения праздничного сезона, а значит, и загруженность портов во многих ключевых европейских центрах торговли возрастает.
Несмотря на признаки некоторого смягчения ситуации из-за увеличения добычи в Азии, ограничения предложения остаются беспрецедентными. Возникающая в результате нехватка материалов ограничивает рост производства и создает рынок продавца: поставщики устанавливают более высокие цены, а производственный сектор сталкивается с самыми высокими затратами на вводимые ресурсы за 13 лет.
Ожидается, что логистические проблемы сохранятся в первой половине 2022 года, и, возможно, продлятся вплоть до 2023 года. Некоторые эксперты утверждают, что перебои будут продолжаться до тех пор, пока население на развивающихся рынках не будет полностью вакцинировано.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАКРИЗИСА
Рост стоимости перевозок, перебои в поставках и другие логистические проблемы влияют на цены практически всех отраслей не меньше, чем динамика нефтяного рынка. Неудивительно, что несмотря на падение цен на нефть в конце года, другие рынки, в частности топливо, полимеры, специализированная химия не отреагировали таким же падением.
То, как пандемия сказалась на сокращении объема производства, а, значит, и на накоплении запасов продукции, коренным образом повлияло на формирование нехватки на мировом рынке. Нарушения поставок и рост транспортировки только усугубляют эту проблему. В совокупности со все возрастающим потребительским спросом, эти факторы приведут к росту или, как минимум, к сохранению существующих цен в большинстве отраслей даже несмотря на снижение цен на нефть.
Но и оно не будет длиться слишком долго. Эксперты прогнозируют, что цены на нефть после падения в конце года, вероятно, вновь начнут расти в следующем году.
«Цены на нефть имеют тенденцию к коррекции, причем в большем объеме она уже случилась. Рынок еще должен будет просесть в перспективе до Нового года, после чего наступит некая консолидация и уже, возможно, в середине первого квартала мы увидим возобновление растущего тренда, если не будет никаких дополнительных негативных факторов», — уверен Лютягин.
Он напомнил, что анализ воздействия «омикрона» на мировую экономику продолжается. Если последствия не окажутся такими разрушительными как в первую волну появления коронакризиса, нефтяные котировки почувствуют себя в безопасности и начнут расти.
Еще одним фактором остаются ожидания и практические действия, которые Федеральная резервная система (ФРС) США будет проводить в рамках поддержки ликвидности. Это негативно влияет на рынок нефти сейчас и может влиять на него длительное время в течение 2022 года. «В ФРС заявляют, что видят угрозу инфляции, это прямой сигнал к тому, что они рассматривают сворачивание мер поддержки и повышение ключевой ставки. Такие меры, если будут реализованы, окажут давление на нефть», —заключает Лютягин.
Между тем волатильность дискомфортна и продавцам, и покупателям. Таковы реалии, в которых приходится не только учитывать стандартные показатели, но и ждать оценки серьезности последствий нового штамма коронавируса.
Источник: 1prime.ru
Оставить комментарий