Рост объемов добычи на разрезе «Шубарколь Премиум» за прошлый год составил 79%.

Рост объемов добычи на разрезе «Шубарколь Премиум» за прошлый год составил 79%.

Генеральный директор АО «Шубарколь Премиум» Фарит Азизов объяснил, как компания смогла не только справиться с последствиями глобальных кризисов в угольной промышленности, но и стать лидером по темпам роста, передает inbusiness.kz  со ссылкой на forbes.kz.

 — Фарит Экремович, последние несколько лет выдались максимально сложными для угольной отрасли не только Казахстана, но и всего мира. Сильнейшее падение цен на уголь в 2019 году, затем потрясшая мировую экономику пандемия COVID-19 в 2020-м, афтершоки от которой продолжаются по сей день. С какими трудностями столкнулись казахстанские угольщики в последние несколько лет?

— Когда в 2019 году произошло падение цен на уголь, себестоимость добычи с учетом логистики у нас стала намного выше той цены, по которой мы могли продать наш уголь на европейском рынке. Угольную отрасль тогда лихорадило. На фоне этого пришлось экстренно перестраивать сбыт на внутренний рынок Казахстана и ближайшие страны – Россию, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан. Думаю, не нужно рассказывать, каким ударом для мировой экономики стала пандемия. Вы могли видеть, что в 2020 году была полностью нарушена логистика. Из-за жесткого локдауна и закрытия границ с Россией и Китаем грузы на границе стояли месяцами, и мы не могли получить необходимые запчасти, комплектующие и оборудование. В это время мы просто старались удержаться на плаву, чтобы сохранить рабочие места для людей. Прибыли не было вообще.

У компании были большие обязательства перед кредиторами, но уже в 2021 году, после того как цена на рынке пошла вверх, мы постепенно сумели выправить ситуацию. Максимально сконцентрировались на европейском рынке, за счет чего по итогам года показали рекордную прибыль компании за всю историю и полностью погасили все свои обязательства как перед государством, так и перед коммерческими инвесторами. В прошлом году только налогов мы уплатили на сумму более 20 млрд тенге. Так что я смотрю на кризисы как на своеобразную площадку, от которой можно оттолкнуться и, получив ценный опыт, развиваться дальше.

2022 год стал еще более продуктивным, несмотря на то что в феврале начался конфликт России и Украины и, как следствие, санкционное давление на РФ, а логистические цепочки просто посыпались. У нас же весь уголь в Европу идет через Россию, а альтернативные маршруты через Каспий сегодня не готовы «переварить» те объемы, которые отгружает на экспорт Казахстан. Это очень сильно отразилось на угольной отрасли. Но, тем не менее, на сегодняшний день трудности с транспортировкой на экспорт удалось преодолеть. Как известно, главный гарант устойчивости на рынке – это рост объемов добычи. В 2022 году мы добыли рекордные 3 млн тонн угля и юбилейную 10-миллионную тонну угля с начала разработки разреза.

Разрез «Шубарколь Премиум» — самый молодой среди угольных разрезов Казахстана, которые, в свою очередь, были разработаны и вышли на производственную мощность еще во времена Советского Союза. Мы же свою первую тонну добыли в 2016 году и уже в 2023 году выйдем на объем порядка 4 млн тонн в год, а к 2027 году планируем добычу свыше 5 млн тонн угля в год. Часть угля мы отдаем на внутренний рынок, на коммунально-бытовые нужды, гораздо ниже себестоимости, поэтому можно считать, что это такая неафишируемая помощь в рамках социальной ответственности. Это и юг страны, и север, и центр — практически весь Казахстан. Оставшаяся часть идет на экспорт в Германию, Польшу, Швейцарию, Турцию и другие страны дальнего и ближнего зарубежья.

Логистика по-прежнему остается ключевой проблемой для угольщиков. На сегодня есть тенденция роста объемов добычи и перевозки для реализации продукции не только в угледобывающей, но и в горнодобывающей промышленности. Так что будем совместно с НК «КТЖ» решать возникающие сложности и наращивать логистические возможности для увеличения объемов провозимых грузов.

 — Тем не менее, несмотря на все трудности, компания демонстрирует рекордные показатели по добыче и прибыли. В чем секрет?

— Несмотря на тенденцию снижения объемов добычи угля в Карагандинской области на 2,5% за 2022 год, рост объемов добычи угля на разрезе «Шубарколь Премиум» за прошлый год составил 79%, что делает нас самой динамично развивающейся компанией по добыче угля в Казахстане. Как нам удалось достичь таких рекордных показателей?

Во-первых, вырос спрос. Во-вторых, шубаркольский уголь более качественный по сравнению с конкурентами, за счет высокой калорийности и низкой зольности он пользуется активным спросом на европейских рынках. Ну а самый главный наш ресурс и секрет успеха — это команда, которая сегодня работает на предприятии. Я в этом убежден.

На сегодняшний день в «Шубарколь Премиум» работают более 800 сотрудников, на вахте одномоментно находятся около 330 человек. Сейчас коллектив стабилизировался, сформировался основной костяк. Люди верят в нас, мы верим в них. Вот только на прошлой неделе проводил рабочее собрание, и эта позитивная атмосфера прямо чувствовалась. Я на совещаниях часто говорю, «Коллеги, наш плюс в том, что как бы ни менялась внешняя среда, мы в режиме многозадачности должны быстро найти решение, перестроить свою работу и дальше двигаться вперед».

Наше преимущество в том, что мы нестандартно мыслим. Сейчас очень турбулентная внешняя среда, и мы можем под нее подстраиваться для достижения результата. У нас высокий иммунитет к трудностям. Задачи перед нами сейчас стоят большие, поэтому это так важно. Мы гордимся тем, что показываем стабильный рост добычи с 2019 года. В течение 3 лет благодаря слаженной работе коллектива и высокой стандартизации технологического процесса нам удалось нарастить объёмы добычи и удвоить показатели с 1,6 до 3 млн тонн.

 — Сегодня в стране как никогда актуален вопрос социальной справедливости. Как в «Шубарколь Премиум» обстоят дела с социально-бытовыми условиями для работников?

— Я бы хотел начать с самого важного аспекта – с заработной платы. В 2021 году мы подняли уровень зарплат на 40-60% в зависимости от квалификации работников, в прошлом году — на 20%, а в 2023-м увеличили зарплату не менее чем на 20%. Получается, за 3 года мы повысили уровень зарплат на 100%.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в связи с ростом производства мы работаем над улучшением социально-бытовых условий в вахтовом поселке. Сегодня в нем есть три общежития, и в связи с увеличением штата сотрудников будет построено еще одно большое комфортабельное здание на 250 человек, а в существующих проведем капитальный ремонт и модернизацию. Жилой городок отапливается благодаря центральной котельной, в столовой, которая в ближайшее время будет расширена до 300 посадочных мест, можно вкусно поесть, а в административно-бытовом корпусе можно помыться, есть и своя прачечная.

Пока мы используем привозную воду, но уже сейчас ведем строительство водовода протяженностью 35 километров, для этого мы пробурили свои скважины. Планируем к концу 2023 года введение водовода в эксплуатацию, и в поселке будет своя вода. Также ведем строительство и очистных сооружений. В этот проект запланировано вложить более 1,5 млрд тенге. С учетом возросшей потребности будет построена и новая центральная котельная. Действующую котельную переведем на подсобные помещения и склады. Также будет построен крытый отапливаемый спортивный зал, где можно будет поиграть в мини-футбол, волейбол, баскетбол, а на открытой площадке будет поставлена «качалка», комплекс турников и тренажеров.

 — Вы упоминали про проблемы с логистикой, как происходит перевалка угля с разреза до погрузки в вагоны?

— Железнодорожная логистика — это важнейший момент. В 2021 году была утверждена инвестиционная программа, по которой мы в три этапа планируем добиться максимальной пропускной способности по логистике. На совершенствование железнодорожной инфраструктуры было выделено более 5,5 млрд тенге. Мы за собственный счет построили и уже передаем АО НК «КТЖ» 3 станционных пути на станции «Шубарколь». Дополнительно построили 3 пути на своем погрузочном тупике, это позволило нам увеличить объем отгрузки на 40%: если раньше мы грузили 120 вагонов в сутки, то сейчас можем грузить до 200 вагонов.

Вторым этапом в настоящее время строится железнодорожная ветка на борт разреза. И на третьем этапе будет построена станция на самом разрезе. Сегодня 3 погрузочных тупика находятся рядом со станцией Шубарколь в 17 км от разреза, и мы возим уголь на автомобильном транспорте. Это затратно и неэкологично. Во-первых, это пыль, газы, шум, а ведь им приходится проезжать недалеко от поселка Шубарколь. Второй важный вопрос — это снижение себестоимости. За счет строительства собственной железнодорожной инфрастуктуры затраты на первозку значительно снизятся.

Еще один плюс — это возросшее качество угля. Сегодня на наш уголь коммунально-бытового назначения поступают жалобы, что он мелкий. Это происходит из-за того, что мы делаем несколько перевалок: в начале вывозим на борт разреза самосвалом, затем погрузчиком грузим на трассовый самосвал и везем 17 километров, выгружаем на станции и загружаем в вагон. За счет этого, когда уголь доходит до коммунально-бытового сектора, он измельчается. В 2022 году мы построили 12 километров железнодорожного пути и уже в этом году планируем подвести его непосредственно к разрезу. Как только это произойдет, все эти проблемы будут решены.

 — На ваш взгляд, насколько важна для производства модернизация?

— Модернизация жизненно необходима в любой отрасли, надо идти в ногу со временем. Если мы будем даже просто стоять на месте, это позволит нашим конкурентам в чем-то опережать нас. Поэтому мы серьезно вкладываемся в модернизацию и производства и парка техники. Сейчас по всему миру идет тренд на внедрение так называемой Индустрии 4.0 – концепции организации производства, при которой цифровые технологии позволяют в режиме реального времени удаленно контролировать все технологические процессы. Мы, идя в ногу со временем, уже начали работы по цифровизации разреза.

Будет создан полноценный цифровой двойник разреза. Вся техника будет оборудована датчиками и в онлайн-режиме можно будет видеть, какая техника под какой нагрузкой и с каким расходом топлива работает. Будут полностью автоматизированы снабжение, техническое обслуживание и ремонт, полностью цифровизирован документооборот. Например, центральный офис «Шубарколь Премиум» находится в 500 километрах от месторождения, поэтому можно будет, находясь в офисе, максимально оперативно и доступно получать информацию о том, что происходит на разрезе.

Это, конечно, большой объем работы, общая сумма инвестиций составит более 1 млрд тенге, но к концу 2024 года мы планируем его полностью завершить. Мы одни из первых в Казахстане, кто так масштабно вкладывается в цифровизацию. Например, система диспетчеризации много у кого есть, но именно комплексно, чтобы создать цифровой двойник производства, пока, я думаю, аналогов в стране нет.

Также в рамках НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) мы связались с торгово-промышленной корпорацией Sanbao в КНР, и они по нашему техническому заданию разработали сепаратор сухого обогащения CFX-12. С помощью этой установки мы будем извлекать углистые прослойки из породы, которые ранее уходили в отвал. Это позволит минимизировать потери угля, одновременно повысив его качество. В процессе добычи у нас есть нормируемые потери, порядка 8%. Теперь мы также будем отправлять их на этот сепаратор и разделять: отдельно уголь, отдельно породу.

На одном из следующих этапов модернизации планируем ввести конвейеризацию, чтобы транспортировать уголь не самосвалами, а конвейером. Это даст снижение себестоимости угля. Также в этом году дополнительно будут приобретены большие электрические экскаваторы с емкостью ковша свыше 20 кубометров и самосвалы грузоподъемностью более 130 тонн.

 — Какие-то сопутствующие материалы на разрезе добываются?

— Мы заключили с Карагандинским техническим университетом договор на проведение НИОКР на извлечение из угольной пыли и вскрышных пород редкоземельных металлов, таких как ванадий, молибден, титан, всего около 20 наименований. Лабораторные исследования показали, что они есть в наличии и их можно извлекать, теперь они должны разработать для нас опытно-промышленную установку. Как только будет получен успешный практический результат, мы намерены добывать редкоземельные металлы уже в промышленном масштабе.

 — Помимо собственно производства, куда еще инвестируете свои средства?

— В 2022 году был приобретен завод по производству полукокса в Темиртау мощностью 3600 тонн в месяц. Тем самым мы хотели, чтобы наш уголь имел эффект продукта добавочной стоимости. Ежегодно мы отправляем туда до 60 тысяч тонн угля. В конце прошлого года он уже вышел на полную мощность, и, соответственно, эффект мы увидим в 2023 году.

 — Все крупные компании считают обязательным для себя участие в благотворительной деятельности…

— Так и должно быть, и мы не исключение. В 2022 году «Шубарколь Премиум» в рамках социальной ответственности выделило более 500 млн тенге на благотворительную помощь. Например, недавно отремонтировали крыши в домах в поселке Шубарколь на сумму 63 миллиона тенге.

 — Какие перспективы вы видите сегодня перед угольной отраслью Казахстана?

— Сейчас весь мир говорит о так называемой углеродной нейтральности, но жизнь показывает, что альтернативные возобновляемые источники энергии в полной мере не могут покрыть необходимый человечеству объем энергии. Даже если взять запасы нефти, они ограничены, их хватит еще лет на 60-80 максимум, а запасов угля хватит еще минимум на 350 лет. Так что, считаю, за углем и, следовательно, за угольной промышленностью, продуктами глубокой переработки угля большое будущее. И пусть, может быть, это звучит немного пафосно, мы, угольщики, действительно несем людям тепло.


Источник: inbusiness.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *