Эксперт о стоимости ГСМ: «Эпоха дешевых энергоносителей закончилась, топливо будет расти в цене»

С высоких трибун заявляют, что цены на бензин растут вслед за ростом благосостояния казахстанцев. При этом, сами казахстанцы интересуются, нельзя ли как-то остановить этот «рост благосостояния» хотя бы на уровне 175 тенге за литр? Почему история с удорожанием топлива повторяется из года в год,  аккурат в разгар уборочной кампании? На эти и другие вопросы ответил эксперт в нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.

— Олжас, что происходит в стране с ценами на ГСМ, к примеру, почему дорожает бензин?

— Зачастую говоря о благосостоянии граждан и ценах на бензин, забывают о статистике. К примеру, по средней заработной плате в прошлом году гражданин Казахстана мог купить больше литров 92-го бензина, чем россиянин при их ценах на ГСМ. Это официальные данные, где нет места эмоциям или хайпу.

Забывают также о том, что бензин или дизель, как и любой товар, имеют свою себестоимость. С 2019г. бензин на внутреннем рынке продают ниже фактической себестоимости. Бремя таких субсидий несут недропользователи. Взять, к примеру, дизель. Летом его продавали примерно по Т200 за литр, если мы умножим эту цифру на 159 (такое количество литров в барреле) и разделим на 430 (курс доллара), то получим, что баррель ДТ в РК продавали по $74.

То есть готовый продукт переработки стоит дешевле сырой нефти, которая сейчас торгуется выше, чем $80. Это все равно, как если бы сметана стоила дешевле молока. При этом нефть на внутренний рынок продают по $18-25 за баррель, что опять-таки ниже фактической себестоимости добычи, которая в среднем по стране составляет $40 за баррель.

— Чиновники говорят, что проезжающие через Казахстан фуры потребляют слишком много топлива, особенно летом. Но так было всегда. Плюс пандемия, из-за которой сократилось количество перевозок. Так все-таки, почему цены на бензин и дизтопливо растут? 

— Сейчас по дизтопливу, например, в России цены Т280-300 за литр, в Кыргызстане Т270, Узбекистане Т360, Китае Т440. Это летнее топливо. Такой ценовой дисбаланс привел к серому экспорту нашего ГСМ, который уже превратился в доходный бизнес.


Фото: Ulysmedia.kz/Евгения Стегленко

— Летом планировался капремонт на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. Это и есть причина роста стоимости ГСМ?

— Внутренний рынок сейчас — это не наше потребление. ГСМ вывозят из страны. По дизтопливу это не менее 500 тыс.тонн при нашем производстве 4,9 млн тонн в год. Ремонт Павлодарского нефтехимического завода, Атырауского нефтеперерабатывающего завода или «ПетроКазахстан Ойл Продактс» в Шымкенте лишь обостряет проблему, но не является причиной дефицита.

— Получается, у нашей страны нет запасов, которые могут перекрыть такие случаи и исключить рост цен?

“Наш внутренний рынок сейчас стал дырявым ведром. Сколько бы мы ни производили — оно будет утекать за границу, а мы регулярно будем сталкиваться с дефицитом. Мой совет, который я всегда говорю: топливо будет расти в цене, эпоха дешевых энергоносителей в мире и Казахстане закончилась, нужно задуматься о более экономичных автомобилях”.

— То есть дефицит топлива неизбежен, поэтому цена на бензин высокая?

— В 2019г. впервые я представил анализ, где указал: цены на 92-ой бензин уже тогда должны были быть выше Т200. И, кстати, недавно опубликовал аналитику по дизтопливу, где подсчитал топливные расходы на перевозку фруктов или овощей с юга в столицу: доля топлива невысока, это менее Т10 за 1 кг.

ДИНАМИКА ЦЕН НА БЕНЗИН, ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

В Комитете по статистике МНЭ РК сообщили, сколько стоил бензин в годы независимости. Добыча нефти в Казахстане в 1992г. составила 25,8 млн тонн, а в 2012г. – 80 млн тонн. Общий объем переработанной нефти с трех НПЗ, работающих в то время в Павлодаре, Атырау и Шымкенте, составили около 18 млн тонн. 

15 ноября 1993г. бензин марки А-76 оценивался всего лишь в чуть больше 1 тенге. На среднюю зарплату – Т128 – можно было купить 107 литров бензина. 

В 1995г. А-76 продавали уже по Т16 за литр, А-93 стоил Т22. Это около 218-300 литров бензина на одну зарплату.

В 1997г. оплата труда в среднем повысилась до Т8,5 тыс., а ГСМ подорожал до Т25 за А-76, и Т29 за А-93. В 1998г. топливо подешевело и составило Т18 за литр А-76, и Т26 за А-93. 

В 1999г в связи с кризисом среднемесячная зарплата составила уже Т11,8 тыс., а цены на А-76 достигли Т38 за литр. А-93 продавался по Т45. 


Фото: Ulysmedia.kz/Евгения Стегленко

В 2000г. А-93 стоил Т50 за литр, а АИ-92 выходил в Т25. Средняя зарплата казахстанца составляла Т14,3 тыс. 

В 2001-м в Казахстане было зарегистрировано 1,058 млн авто. Для их оснащения государство произвело 1,536 млн тонн бензина и 2,200 млн дизтоплива.

В 2002г. один литр АИ-92 уже продавался по Т45. Тогда как среднемесячная номинальная зарплата составляла Т20,3 тыс.

К 2004-му цены на эту марку выросли до Т58 за литр. В июле того же года правительство установило предельные розничные цены на ГСМ в размере Т106 за литр АИ-92/93, Т80 за АИ-80, Т90 за АИ-90. Зарплата была на уровне Т91,8 тыс., или около 86 литров бензина. 

В 2012г. бензин уже стоил Т110, а средний доход поднялся до Т98,9 тыс. Это 90 литров. 

В 2013-м Казахстан расположился на 36-м месте по доступности бензина. 

В 2014-й среднегодовая цена АИ-92 достигла Т115 за литр, а средний номинальный заработок поднялся до Т120,5 тыс.

2015-й начался со снижения цен, однако во второй половине года стоимость топлива снова поднялась уже до Т130 за литр. На среднюю зарплату в Т122 тыс. можно было приобрести 94 литра АИ-92.

В 2016-м казахстанцы узнали, каково покупать АИ-92 за Т135.

В 2017г. цена АИ-92 превысила отметку Т140 за литр, а в правительстве объявили, что закончат ремонт НПЗ уже до конца года.

В начале января 2018-го пять крупнейших сетей АЗС страны торговали 92-м бензином по Т157-162 за литр. 

В сравнении с предыдущими периодами 2019-й оказался достаточно спокойным, если говорить о стоимости топлива. С самого его начала цены на бензин пошли вниз: падение стартовало уже в январе, когда цифры на ценниках сменились с Т155-156 за литр АИ-92 на Т149–153.

Начался 2020-й со вступления в силу нового акциза на бензин. Это привело к тому, что АИ-92 начали отпускать не по Т145 тенге за литр, а по Т148–150. 

2021 ГОД 

Первое полугодие давно позади и можно самим проследить изменение цен на топливо.

В начале года на Т5000 можно было залить около 33 литров АИ-92, то к началу августа — уже 29. Средняя цена самого ходового бензина выросла с Т149.7 до Т172 за литр.

На одной из заправочных станций столицы цены на топливо выглядят так.


Фото: Ulysmedia.kz/Евгения Стегленко

Если постараться, можно найти бензин АИ-92 и за Т175. В среднем, цена по стране варьируется в диапазоне Т172-181 за литр.

По таким ценам покупают бензин и дизтопливо казахстанцы, в том числе и хозяйства, которые заняты осенней уборочной кампанией, в т.ч. зерна, подсолнечника, гречихи и проч. И которые обеспечивает страну необходимыми запасами стратегически важных продуктов питания. 

Так все-таки почему в нефтеносном Казахстане, с населением в один зарубежный мегаполис, жители вынуждены ежегодно сталкиваться с нехваткой топлива, так и остается загадкой, повторяющейся из года в год.  


Источник: Ulysmedia.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *