В течение последних двух месяцев нефтяные котировки на мировых рынках показывают довольно высокий уровень волатильности. Стоимость нефти сорта Brent со второй половины октября то росла до 86 $/bbl, то снижалась до 69 $/bbl. Факт высокого уровня колебаний нефти связан как с решением США о высвобождении порядка 50 млн. баррелей нефти из собственных стратегических запасов, так и с опасениями рынка по распространению штамма «омикрон».
Принятые меры и опасения рынка возымели краткосрочный эффект на нефтяной рынок. Однако, в среднесрочной перспективе есть ожидания, что нефтяные котировки восстановятся на уровне 85$/bbl. Как это сказывается на казахстанской экономике и нашем топливном рынке?
Несомненно, что львиная доля бюджета формируется от нефтяных доходов – это и поступления от уплаты экспортных таможенных пошлин, и налог на добычу полезных ископаемых, и рентный налог, и… можно продолжать и продолжать. То есть казахстанской экономике, как сырьевой экономике, выгодны высокие котировки нефти.
Кроме того, динамика изменения котировок нефти оказывает существенное воздействие на курс национальной валюты. Я говорю о существенном, но не основном влиянии нефтяных котировок на курс тенге. На сегодня на курс национальной валюты большее воздействие оказывает стоимость российского рубля и торговый баланс с нашими основными торговыми партнерами. А учитывая, что российская экономика находится под действиями санкций, то это также косвенно сказывается и на курсе тенге. Но вернемся к рынку нефти и нефтепродуктов. Нефть подешевела, но бензин в Казахстане подорожал.
Напрашивается набившая оскомину поговорка: «нефть дорожает – бензин дорожает, нефть дешевеет – бензин дорожает. Бензин молодец – он стабилен». Возможно, но это действительно смешно и действительно – это факт. Почему так происходит?
Как уже неоднократно отмечалось, стоимость топлива на рынке Казахстана – одна из самых низких в мире. Уровень низких цен с начала 2000-х годов обеспечивался путем обеспечения поставок нефти для переработки на казахстанских НПЗ со скидкой на уровне 50-55$/тонна от рыночных котировок. Да и курс тенге к доллару США, как вы помните находился на довольно стабильном уровне.
В текущем году скидка от рыночных котировок при поставке нефти на казахстанские НПЗ достигала 130 $/тонна, и недропользователи заговорили, что внутренние цены на нефть для ряда месторождений находятся на уровне ниже себестоимости ее добычи. Почему я привязываю стоимость нефти к доллару США, если мы живем, имея в карманах и на банковских карточках тенге? Причина простая – экспортные пошлины, рентный налог, уплачиваемые недропользователями в бюджет страны формируются в жесткой привязке к доллару США.
Инвестиции, привлекаемые в развитие нефтяной отрасли – жестко привязаны к иностранной валюте. Возвращаемся к внутреннему рынку страны. Бензин на рынке страны – один из самых дешевых в мире. Поддержание низких цен на топливо – это своего рода «политика государства», которое таким образом делится с населением нефтяными доходами. Это работало в период, когда мировые котировки нефти пробивали собственные максимумы, а курс национальной валюты находился в районе 150 тг/$. Бензин в Казахстане дорожает, и он будет дорожать.
За последние годы рынок ГСМ упорно готовили к либерализации и переходу на рыночные отношения:
- В 2015г. отменено государственное регулирование цен на бензин Аи-92, а в 2016г. – на дизельное топливо;
- В 2021г. заработал механизм биржевой торговли нефтепродуктами. И участники рынка помнят, как на первых торговых сессиях взлетели цены на бензин;
- В ближайшей перспективе нас ожидает создание общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках Договора о создании Евразийского экономического Союза.
Немаловажным фактором, ведущим к росту стоимости бензина в рыночных условиях станет и курс национальной валюты к основным мировым валютам.
Сколько должен стоить бензин?
Нынешняя стоимость бензина – это результат административного давления государства на участников рынка. Если учитывать все факторы, влияющие на ценообразование, а это котировки нефти, курс национальной валюты, текущее налогообложение нефтяной отрасли в Казахстане, то актуальная розничная стоимость бензина Аи-92 на сегодня – 225-230 тг/литр. И это все равно существенно ниже, чем на рынках наших соседей. А к чему приводит разница в ценах, то казахстанский топливный рынок это не раз ощутил в уходящем году. Понятно, что рост цен на топливо бьет по благосостоянию большинства казахстанцев, но у Правительства достаточно механизмов для регулирования доходов нефтяной отрасли. Тем более, что в рамках создания общих рынков стран-участниц ЕАЭС, предусматривается унификация систем налогообложения, в том числе и акцизов.
А на сегодня акцизы в Казахстане существенно ниже, чем в той же России. Подводя итоги года… бензин в стране подорожал, но его цена еще не достигла уровня, обеспечивающего энергетическую и топливную безопасность страны. «Серые» и незаконные схемы вывоза топлива из страны остаются экономически эффективны и останутся таковыми, пока не будет достигнут баланс цен с рынками наших ближайших соседей.
Ерлан Жаукин
Источник: inbusiness.kz
Оставить комментарий