Кто виноват в срыве авиаперевозок в главном аэропорту Казахстана

Авиакомпаниям страны не на чем летать

АО «Международный аэропорт Нур-Султан» заявляет о срыве авиаперевозок в главном аэропорту страны из-за отсутствия авиакеросина. Запасы топлива на сегодня имеет только АО «Air Astana».

При этом, по словам эксперта нефтегазового рынка Ерлана ЖАУКИНА, казахстанская нефтепереработка обеспечивает потребности казахстанских перевозчиков более, чем на 90%. И по лояльным ценам. Казахстанский авиакеросин существенно дешевле российского. 

В целом, потребность внутреннего рынка, а это обеспечение полетов казахстанских авиакомпаний, потребности силовых структур, заправка пассажирских рейсов зарубежных авиакомпаний, выполняющих рейсы в Казахстан составляет около 650 тыс. тонн. После завершения модернизации отечественные НПЗ производят около 600 тыс. тонн авиатоплива в год. Эти данные отражены как в производственных планах НПЗ РК, так и в официально предоставляемой информации Минэнерго. То есть порядка 40-50 тыс. тонн потребностей казахстанского рынка обеспечивается за счет импорта, доля которого составляет около 7% от общего объема потребления.

Кроме того, крупные ресурсодержатели авиационного топлива на НПЗ РК обеспечивают поставки керосина для нужд отечественных авиакомпаний напрямую, без участия посреднических структур. А авиакомпании самостоятельно покупают авиатопливо и управляют запасами во всех аэропортах Казахстана.

О снижении объемов производства авиакеросина в период остановок НПЗ РК на плановые ремонты, все заинтересованные структуры уведомляются заблаговременно. Минэнерго заранее рекомендует всем участникам рынка авиатоплива приобретать необходимые объемы топлива на рынке Казахстана и России. По данным официальных источников на начало октября в аэропортах страны был сформирован месячный запас топлива, обеспечивающий бесперебойность полетов казахстанских авиакомпаний.

Однако, по имеющимся сведениям, АО «Международный аэропорт Нур-Султан» за последний год существенно увеличил объемы транзитных грузоперевозок зарубежных авиакомпаний (Cargo), ранее осуществлявших транзит и дозаправку в аэропортах России.

«Как привлекаются транзитники? Основная статья – это стоимость дозаправки. То есть предоставляя более конкурентные цены в сравнении с российскими аэропортами, у аэропорта Нур-Султан существенно увеличился расход авиатоплива. Я полагаю, что нефтяная отрасль не должна нести ответственность за развитие бизнеса аэропортов, не касающегося обеспечения потребностей авиакомпаний», — говорит Ерлан Жаукин.

Ежемесячный расход авиатоплива аэропорта Нур-Султан на сегодняшний день составляет около 19 тыс. тонн авиакеросина в месяц. При этом объем дозаправки иностранных пассажирских рейсов составляет около 500 тонн в месяц. То есть около 18,5 тыс. тонн авиатоплива, реализуемого аэропортом – это коммерческая заправка иностранных грузовиков по мировым ценам. То есть на топливном рынке сложилась точно такая же ситуация, как и на рынке дизельного топлива. Иностранные перевозчики летят в Казахстан, чтобы заправиться подешевле, считает эксперт.

«По моему мнению, АО «Международный аэропорт Нур-Султан», расширяя структуру своего бизнеса, ставя перед собой амбициозные цели и задачи должен иметь для этого соответствующую ресурсную базу, чего менеджмент аэропорта не смог сделать», — отметил Жаукин.

Для того, чтобы гражданская авиация, в том числе рынок транзитных авиационных грузоперевозок, могла развиваться, участники этого рынка не должны смотреть «в рот» местным производителям. На рынке достаточно предложений авиатоплива, как от мелких участников, так и от российских производителей. В частности, Орский НПЗ готов осуществлять поставки авиакеросина в Казахстан. Вопрос стоит только в цене.

Кроме того, с сентября стартовали биржевые торги авиатопливом, где реализуется не менее 10% производимого в стране авиационного топлива. Если изучить итоги торгов, публикуемых в открытых источниках, то там почему-то нет данных об участии в торгах АО «Международный аэропорт Нур-Султан».

«Хотелось бы отметить еще один существенный фактор. Мировой опыт показывает, что более высокую эффективность и надежность в осуществлении авиаперевозок обеспечивает непосредственное участие самих нефтяников. Яркие тому примеры – это присутствие во многих крупных воздушных гаванях России и Европы таких компаний, как «Газпромнефть-аэро», «Лукойл-аэро» и др., создающих соответствующую инфраструктуру во всех крупных аэропортах России и Европы.

Насколько мне известно, для подобных целей у АО «НК «КазМунайГаз» существует соответствующее подразделение ТОО «КазМунайГаз-аэро», обеспечивающее поставки авиатоплива и заправку воздушных судов силовых структур Казахстана», — заключил эксперт. 


Источник: ratel.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *