На 1,7% снизился объем перекачки казахстанской нефти по КТК

На 1,7% снизился объем перекачки казахстанской нефти по КТК

Итоги 2022 года показали меньшее падение, чем прогнозировалось, передает inbusiness.kz.

Как следует из квартального макроэкономического обзора Казахстана, сделанного Applied Economics Research Centre (AERC), средняя цена нефти марки Brent будет составлять в среднем 83 долл./барр. При этом на добычу и стоимость сырья будут влиять в первую очередь политические события в мире.

Согласно докладу Международного энергетического агентства (МЭА), вышедшему в январе 2023 г., цены на сырую нефть марки Brent будут составлять в среднем 83 долл./барр. в 2023 г. и 78 долл./барр. в 2024 г. Агентство ожидает роста мирового производства нефти и других жидких видов топлива на 1,1 млн б/с в 2023 г. и на 1,7 млн б/с в 2024 г. или до 101.1 млн б/с и 102.8 млн. б/с, соответственно.

«По данным МЭА, снижение добычи в России на 1,5 млн б/с в течение прогнозируемого периода будет компенсировано значительным ростом добычи в нескольких странах, не входящих в ОПЕК, и объемом экспорта ОПЕК. При этом, в прогнозе рынка нефти на 2023 г. доминируют два драйвера: Россия и Китай. Если в этом году спрос на нефть может вырасти на 1,9 млн б/с до 101,7 млн б/с, что станет самым высоким показателем за всю историю, то замедление поставок из России под полным воздействием санкций ухудшит баланс», — говорится в отчете.

Ожидается, что Китай будет стимулировать почти половину роста глобального спроса, даже несмотря на то, что форма и скорость «открытия» экономики остаются неопределенными. С другой стороны, повышение энергоэффективности и быстрорастущие продажи электромобилей сдержат рост мирового спроса в 2023 г. почти на 900 тыс. б/с. Подобные меры особенно важны на рынке нефти с ограниченным предложением.

«Другим значимым риск-фактором для баланса спроса и предложения на глобальном рынкк нефти может стать введение с 5 февраля 2023 года запрета со стороны Европейского Союза на морской импорт российских нефтепродуктов. Данный бан уже действует в Великобритании и США. По мнению Bloomberg, новый бан от ЕС может стать разрушительным для российского экспорта нефтепродуктов из-за потери основного рынка сбыта. Крупные азиатские рынки, такие как Китай и Индия, больше заинтересованы в импорте сырой нефти для своих нефтеперерабатывающих заводов, а доля импорта готовых продуктов низкая», — считают аналитики.

В свою очередь, прошлый год стал непростым для нефтяной отрасли Казахстана несмотря на высокую цену основного экспортного продукта. Основной риск исходил от главного транспортного коридора казахстанской нефти на мировые рынки – Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), проходящий через Россию. Через КТК прокачивается около 80% всего экспорта сырой нефти Казахстана.

«Однако, опасения не подтвердились по тому, как Казахстан в 2022 г. в объемах отправил через трубопровод всего на 1,7% меньше нефти, чем в 2021 г. Между тем, Казахстан в прошлом году экспортировал всего 64,8 млн тонн нефти, из которых на долю КТК пришлось 81,2%».

Также стоит отметить, что в Казахстане, который с 2025 г., скорее всего, войдет в единое энергетическое пространство ЕАЭС, можно ожидать постепенного роста цен на топливо и отхода от системы регулирования цен, поскольку подобные ограничения сказываются негативно не только на рентабельности нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане, но и, зачастую, приводят к дефициту топлива на внутреннем рынке.


Источник: inbusiness.kz.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *