11 апреля для публичного обсуждения был опубликован проект приказа с изменением цен на бензин и дизтопливо в зависимости от объемов потребления и происхождения автотранспорта. Цель проекта – введение дифференцированных повышенных цен на ГСМ для иностранных граждан из-за разницы между внутренними и внешними ценами на ГСМ. Правительство обосновывает это необходимостью сохранения топливного баланса на внутреннем рынке и минимизации рисков «серого» экспорта топлива в соседние страны. Хотя мы согласны с тем, что необходимы меры по гармонизации внешних и внутренних цен на нефть и нефтепродукты, решение проблемы требует не административных, а кардинальных экономических подходов.
Недавно мы опубликовали обзор нефтяного сектора, в котором подробно описывали ситуацию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. Как обсуждалось в отчете, в стране присутствует очень высокая степень государственного регулирования в этой области, из-за чего цены на внутреннем рынке намного ниже, чем на внешних рынках. При этом это наблюдается как в части сырья, так и продукции переработки. Так, по некоторым оценкам, цена закупа сырой нефти на внутреннем рынке ниже почти на 55-70% экспортной вследствие политики государства по субсидированию внутренних цен за счет недропользователей, в то время как цены на нефтепродукты в РК вручную удерживаются на уровне ниже, иногда значительно, чем в других странах-членах ЕАЭС. Из-за этого казахстанские производители нефти, а также нефтепереработчики и оптовики, получающие крайне ограниченную маржу, лишаются стимулов к поставкам на внутренний рынок, а инвесторы не хотят вкладываться в новые месторождения. Также возникают проблемы, связанные с несанкционированным «серым» экспортом нефтепродуктов в соседние страны, как Россия или Кыргызстан.
Ситуацию на внутреннем рынке усугубляет и то, что все ключевые нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане почти полностью принадлежат государству в лице КМГ. Так, на сегодня КМГ владеет 100% долями в Атырауском и Павлодарском НПЗ, а также 50% долями в Шымкентском НПЗ и мини-НПЗ Caspi Bitum. Роль государства в этом бизнесе в РК огромна, хотя по международному опыту его в этой отрасли быть не должно. Во всем мире, включая Россию, государство ограничивается только обеспечением свободной конкуренции и противодействием монополизации рынка. Таким образом, вмешательство государства во внутренний рынок нефти и нефтепродуктов в РК проявляется на всех этапах – от добычи и поставок сырой нефти до ее переработки и дальнейшей реализации.
Нынешние предложения по повышению цен на ГСМ (в частности, на бензин АИ-92, АИ-93, дизельное топливо) для иностранных граждан, предлагаемые правительством, являются лишь одним из многих примеров такого вмешательства. Эти меры хоть и могут дать краткосрочный временный эффект, но в целом сути проблемы они не решат. Как мы уже ранее писали и как подчеркивают международные эксперты, административные инструменты, такие как полный запрет экспорта, ограничение объема закупок или введение дифференцированных цен, неэффективны. Для достижения паритета между внутренними и внешними ценами на нефть и нефтепродукты, а также устойчивого развития этой отрасли, прежде всего нужны экономические подходы. Они могут включать либерализацию экспорта и импорта, биржевые торги на открытом рынке, приватизацию ключевых НПЗ, а также прекращение политики по удержанию и субсидированию внутренних цен на сырую нефть и нефтепродукты.*
* Следует отметить, что в связи с созданием общего энергетического рынка ЕАЭС в Казахстане готовится закон о либерализации рынка нефтепродуктов к 2030 году. Однако будут ли в итоге реализованы эти планы, пока под вопросом, поскольку аналогичные меры предлагались в стране еще с начала 2000-х годов.
Санжар Калдаров – Аналитический центр
Источник: HALYK FINANCE
Оставить комментарий