Какие активы российского нефтегиганта представляют интерес, а каким сложнее будет найти покупателя, разбирался inbusiness.kz.
После заявления российской нефтяной компании «Лукойл» о намерении продать международные активы эксперты обсуждают, коснется ли это казахстанских проектов — долей в Тенгизе, Карачаганаке, КТК и «Каламкас-Хазар». Аналитики расходятся во мнениях: одни считают продажу активов логичным шагом в условиях санкций, другие сомневаются, что «Лукойл» готов расставаться с доходными проектами в Казахстане. Подробнее об этом – в материале корреспондента inbusiness.kz.
Кто придет вместо россиян
Директор аналитической компании РАСЕ Analytics Аскар Исмаилов считает, что вероятность продажи казахстанских активов «Лукойла» достаточно высокая. По его словам, компания не в первый раз выходит из проектов в Казахстане, и нынешнее решение выглядит закономерным на фоне санкционного давления.
«С учетом того, что санкции приведут к проблемам не только в части расчетов, но и доступа к технологиям, выход вполне закономерен. Во-вторых, на совместных проектах есть процедуры технического дефолта компаний, которые не способны финансировать операционные затраты в своих долях. То есть “Лукойл” вынужден продавать свои активы. Есть вопросы по проекту Тенгиз и КТК (Каспийскому трубопроводному консорциуму), которые вывели из-под санкций», – сказал он.
Как считает эксперт, ключевыми активами «Лукойла» в Казахстане являются Тенгиз, Карачаганак и КТК. По его оценке, вопрос по Тенгизскому месторождению и доле в КТК возник закономерно, поскольку срок концессионного контракта истекает в 2033 году. По Карачаганакскому проекту теперь требуется проведение дополнительных переговоров.
Определенные сложности возможны и по проектам «Каламкас-море – Хазар», «Карачаганак», а также по сети автозаправочных станций «Лукойл», которая активно расширялась в Казахстане. В первую очередь предметом сделки, вероятно, станут доли в «Карачаганаке» и «Каламкас-море – Хазар», где ситуация может обостриться, даже если компании удастся добиться отсрочки, которую она намерена запросить у властей США. Как отметил Аскар Исмаилов, от всех технически проблемных активов «Лукойл» избавился еще в 2010-е годы. По его оценке, все текущие проекты компании в Казахстане можно считать ликвидными.
«»КазМунайГаз» в первую очередь заинтересован в возможной покупке долей “Лукойла”, поскольку является участником большинства перечисленных проектов. По другим казахстанским структурам вопрос остается открытым. Потому что по приоритетности покупки доли “Лукойла” стоят действующие участники проектов. И только после их отказа актив можно предложить третьим сторонам», – отмечает аналитик.
Высока вероятность большого внимания к активам как внутри страны, так и со стороны Китая.
«Потенциально интерес к активам могут обозначить и частные казахстанские инвесторы. Ближний Восток не будет инвестировать в казахстанские проекты. Мы видим, что исторически ближневосточные инвесторы не сильно жаловали казахстанскую нефтянку. Китай – да. Все будет зависеть от условий и стоимости проектов. И не будем забывать про итальянскую Eni, которая имеет огромный опыт работы в Казахстане», – добавил он.
Как полагает Аскар Исмаилов, для Казахстана рисков при вхождении в сделки с активами компании «Лукойл», находящимися под санкционным давлением, нет. Если доли компании выкупаются, санкции на эти активы перестают распространяться. Более того, продажа долей компании может упростить работу на совместных проектах и на экспортных маршрутах.
По оценке аналитика, возможный выход «Лукойла» из казахстанских проектов не приведет к изменению баланса сил в нефтегазовом секторе страны.
«С учетом маленьких долей компании на критически важных для Казахстана проектах баланс сил не сильно поменяется. КТК до сих пор остается самым важных экспортным маршрутом. А российская часть КТК (КТК-Р) не поменяет расклад. “Лукойл” не будет уходить. Это чисто российский актив. Повторюсь, баланс остается таким же», – поделился Аскар Исмаилов.
Главное препятствие для новых сделок
Основатель телеграм-канала «Байдильдинов.Нефть» Олжас Байдильдинов отмечает, что с точки зрения бизнеса продажа любых активов возможна в любой момент — все зависит от цены и складывающихся условий. По его словам, помимо санкционного давления на «Лукойл», есть и другие факторы, прежде всего связанные с реализацией нефти. Если доля компании не подпадает под исключения по Тенгизу, КТК или другим проектам, то возможности продавать нефть трейдерам или напрямую поставлять ее в Европу значительно ограничены. Это осложняет операционную деятельность и создает финансовую неопределенность.
«Формально проекты “Лукойл”, которые есть в Казахстане, находятся на разных стадиях — часть уже работает, а часть, например “Каламкас” и разведочные блоки, только на начальном этапе. Для ТШО, где основные инвестиции завершены, дополнительное финансирование в ближайшей перспективе не требуется. А вот для разведочного проекта с заявленным бюджетом около 6 млрд долларов, наоборот, нужны крупные вложения. Однако привлечь такие средства сейчас крайне сложно: крупные зарубежные и казахстанские финансовые институты, способные потянуть подобные проекты, вряд ли будут их кредитовать с учетом действующих санкционных рисков. В итоге у совместных предприятий могут возникнуть проблемы с доступом к заемным ресурсам. В целом нефтяная отрасль строится именно на таких механизмах финансирования, поэтому ситуация гораздо сложнее и многослойнее, чем просто вопрос санкций», – поделился своим мнением эксперт.
Как считает Олжас Байдильдинов, наибольшие риски связаны с проектом «Каламкас – Хазар» — совместным предприятием «Лукойла» и «КазМунайГаза». По его словам, вопрос в том, кто готов приобрести актив с уже существующими обязательствами и вложениями. Эксперт отметил, что у «КазМунайГаза» нет достаточных собственных средств и компетенций для самостоятельного финансирования — компания традиционно работает через партнерства и внешние заимствования.
Теоретически интерес могут проявить инвесторы из Китая, стран Ближнего Востока или Запада, но сейчас такой актив выглядит слишком рискованным. Он добавил, что для «Лукойла» участие в разведке было оправданным шагом — масштаб компании и геологическая экспертиза позволяли рисковать. Однако сейчас продать этот актив будет сложно: покупатель должен взять на себя не только долю, но и обязательства по дальнейшим инвестициям. Под давлением санкций его стоимость, вероятно, окажется ниже номинальной.
«Я не думаю, что “КазМунайГаз” способен выкупить какие-либо активы “Лукойла” — у компании просто нет на это денег. Уже третий год подряд КМГ выплачивает одну и ту же сумму дивидендов в тенге, а свободного денежного потока, который можно было бы направить на подобные сделки, фактически нет. Если “Лукойл” начнет выходить или сокращать долю в казахстанских проектах, это не принесет пользы нефтегазовому сектору страны. Компания остается одним из крупнейших инвесторов, и ее уход под любым предлогом негативно отразится на отрасли. Мне бы не хотелось такого сценария, но санкционные ограничения, вероятно, вынудят “Лукойл” к шагам, неприятным как для самой компании, так и для казахстанской стороны», – считает аналитик.
По мнению аналитика, «Лукойл» может без труда продать свою долю в «Тенгизшевройле», поскольку этот актив стабильно генерирует доход. Однако, как отмечает эксперт, вопрос заключается не в возможности, а в желании самой компании. Он отметил, что Тенгиз, КТК и другие крупные проекты выведены из-под санкций, но лишь на ограниченный срок — до 2026-2027 годов, когда по ним планируется пересмотр условий. Это обстоятельство может осложнить потенциальные сделки.
«»Лукойл» мог бы реализовать долю и получить значительные средства, поскольку американские и европейские компании, вероятно, были бы готовы к такому приобретению. Но, как я говорил, у “КазМунайГаза” в настоящее время нет свободных средств для выкупа. Компания могла бы привлечь финансирование под покупку доли в ТШО, однако все зависит от позиции “Лукойла”. Вряд ли компания заинтересована в продаже своей доли в этом стратегическом проекте», – сказал Олжас Байдильдинов.
Источник: inbusiness.kz
Оставить комментарий















