Почему Казахстан, у которого есть и нефть, и три НПЗ, ежегодно сталкивается с нехваткой топлива

Эксперт нефтегазового рынка Ерлан Жаукин о том, когда и как в Казахстане решат проблему дефицита ГСМ.

Что будет с ценами на бензин и дизельное топливо? Сколько ещё продлится нефтяная эра? Кто поставляет нефть на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы? Какова доля китайских компаний в нефтедобыче Казахстана? Об этом в интервью Informburo.kz рассказал аналитик нефтегазового рынка Ерлан Жаукин.

– Почему каждый год в Казахстане возникают проблемы с нехваткой дизельного топлива? У нас ведь и нефти достаточно, и три нефтеперерабатывающих завода недавно модернизированы и способны полностью обеспечить страну горюче-смазочными материалами? Так откуда очереди за соляркой на АЗС, вечный дефицит в период посевной и уборочной кампаний?

– Основная проблема отсутствия дизельного топлива – это крайне низкий уровень цен на розничном рынке страны. Наверное, также повлиял непредсказанный, неожиданный рост транзита из Узбекистана в Россию, из Кыргызстана в Россию и обратно.

– Грузовики едут через нашу территорию и заправляются с запасом?

– Да. К примеру, АЗС находится в посёлке Абай в 10 км от Ташкента на территории Казахстана. Из Узбекистана на эту заправку заезжает фура, покупает около четырёх тысяч литров дизеля, едет до Уральска. В Уральске водитель снова заливает полный бак – 4 тысячи литров. Этого ему хватает доехать до Москвы, где он забирает груз. Затем он едет обратно в Уральск, заправляется и продолжает свой путь домой. Соседям выгодно заливать наши ГСМ, потому что они дешевле.

– То есть пока у нас цены не вырастут хотя бы до уровня российских, эта проблема никуда не денется?

– Фактически да, рынок должен быть рынком. Понятно, что уровень цен на топливо в Казахстане имеет высокую социальную значимость, удерживая их, правительство проявляет заботу о гражданах страны. Но вместе с тем мы видим, насколько далеко уже ушёл мировой рынок от казахстанских цен. По бензину и по дизелю у нас практически самые низкие цены в мире. Ниже цены сегодня можно наблюдать лишь в Венесуэле и в Иране. В этих странах цена на топливо имеет больше политическое значение, чем социальное. А в условиях свободного рынка, в условиях открытых границ так быть не должно. С введением единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС цены в Казахстане и соседних странах окажутся примерно на одном уровне, и тогда проблема дефицита будет решена.

– Это должно произойти в 2025 году?

– Да, ожидается к 2025 году. Тогда цены на рынках стран-членов Евразийского экономического союза будут сопоставимы. Не обязательно, что они будут одинаковыми, у нас ведь есть разница и в налоговой базе, в акцизах, в ставках НДС между Россией и Казахстаном, Кыргызстаном, Беларусью и Арменией.

– Но примерно одинаковые цены будут всё же? Вывозить, как сейчас, нашу солярку иностранные грузовики уже не будут?

– Да. А пока мы при наших низких ценах, получается, кормим бизнес наших соседей – и Узбекистана, и России. Можно констатировать, что мы удешевляем стоимость плодоовощной продукции Узбекистана, продающейся на рынке России за счёт нашего дешёвого топлива.


Источник: informburo.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *