В Казахстане в этом году добыли чуть больше угля, чем годом ранее. Несмотря на это, в регионах возникли перебои с поставками топлива.
Регионы Казахстана этой осенью вновь столкнулись с угольной проблемой – в соцсетях начали появляться видео, на которых отчаявшиеся жители разных городов вынуждены были простаивать в многочасовых очередях за дефицитным топливом. Некоторые даже шли на радикальные меры и грозили самосожжением.
Вместе с тем, Казахстан входит в десятку стран-лидеров по запасам угля. Кто виноват в сложившейся ситуации и что предпринимают власти для решения проблемы.
Позиция правительства
Ситуацию с дефицитом популярного среди казахстанцев топлива ранее обсудили в министерстве индустрии, в компетенцию которого входит добыча угля. В ведомстве сообщили, в этом году угля добыли даже чуть больше, чем в прошлом – около 88 млн тонн.
По информации министерства, дефицит затронул жителей Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей, а также городов Алматы и Нур-Султан. В Мининдустрии считают, что местные акиматы не проконтролировали обеспечение местных жителей углем. В итоге было решено дополнительно поставить в регионы еще 487 тысяч тонн топлива до конца ноября.
Глава управления угольной промышленности Мининдустрии Жанат Игисинов пояснил, угольные разрезы ведут добычу согласно графику. По мнению чиновника, ажиотаж в этом году был усилен на фоне ранних холодов.
«Хотелось бы, чтобы население в летнее время заготавливало уголь. Но, к сожалению, это не всегда удается по тем или иным причинам», — сказал Игисинов в эфире телеканала Atameken Business.
На вопрос о том, почему между регионами наблюдается такой большой разброс цен – от 8,7 тыс. до 17 тыс. тенге за тонну, Игисинов предположил, дело может быть в перекупщиках.
«Можно добавить сюда лиц, так называемых самозанятых, они закупают какой-то объем угля из точки реализации, отвозят на какое-то расстояние и перепродают. Из-за этого цены так варьируются», — заключил глава управления.
Дефицит создан искусственно
По словам казахстанского экономиста Петра Своика, нынешний дефицит имеет искусственную природу и вряд ли связан с ситуацией на мировых рынках. Отметим, уголь стал пользоваться повышенным спросом в других странах мира, что привело к его резкому удорожанию.
«Бытовой уголь, о котором мы говорим, ни на какую заграницу не идет. Казахстан в этом году не сильно, но увеличил экспорт угля, но это энергетический уголь. Он к бытовому углю никакого отношения не имеет. Система добычи угля, его поставки в крупные города, система отгрузки к потребителям у нас давно налажена. Потребление угля на бытовые нужды в этом году ничуть не больше, чем обычно. Тем не менее, дефицит возник», — сказал Своик.
«Я могу высказать только одно предположение: местные товарищи хотят поймать момент и извлечь ценовую маржу, которая образовалась на мировом рынке. Здесь, в Казахстане она никакого обоснования не имеет, но если создавать некие сложности с покупкой угля, то глядишь, и цена вырастет», — добавил эксперт.
Цепочка, которая доставляет уголь к конечному потребителю, состоит из нескольких звеньев:
- добыча бытового угля,
- отгрузка и распределение топлива железнодорожными составами по основным городам-потребителям,
- разгрузка угля (когда топливо вываливают с железной дороги),
- доставка на грузовиках до потребителя.
Вполне возможно, что какие-то звенья этой цепи хотят извлечь дополнительные выгоды из сложившейся ситуации, считает эксперт.
«Можно предположить, что также есть проблемы технического характера, например, с железнодорожным транспортом, платформами для перевозки угля. Но в этом надо разбираться», — сказал Своик, добавив, что ситуация требует вмешательства Агентства по защите и развитию конкуренции.
Готовь уголь летом
За разъяснением журналисты обратились к депутату мажилиса парламента Дюсенбаю Турганову, который в прошлом занимал руководящие должности в Минэнерго, Мининдустрии, а также акимате угледобывающей Павлодарской области.
«Это происходит не впервые, я в свое время курировал эту отрасль, знаю, как это получается. Это традиционное, обычное явление, когда осенью возникает ажиотаж. Надо было летом своевременно завозить уголь на топливные базы, когда такого ажиотажа не было. Сейчас люди кинулись и, понятное дело, не хватает», — рассказал Турганов.
По его словам, угля в Казахстане достаточно, однако частным компаниям и акиматам нужно было заранее задуматься над тем, чтобы заблаговременно доставить уголь в регионы.
«Сейчас возможна нехватка вагонов. В это время начинаются поставки энергетического угля в больших объемах теми же вагонами. Понятно, что идет ажиотажный спрос на железнодорожные вагоны. Ведь одновременно надо развозить и энергетический уголь, и коммунально-бытовой уголь», — сказал парламентарий.
Ситуацию могут усугублять и климатические условия, когда развозка угля на грузовиках осложняется из-за бурана или гололеда. По словам Турганова, чтобы ситуация перестала повторяться из года в год, властям нужно убеждать местных жителей заранее запасаться топливом.
«Нужно приучать население, чтобы своевременно — летом, ближе к осени, запасались топливом. Во-вторых, чтобы к этому времени частные угольные компании обеспечивали необходимым количеством объемом угля. А так мы сами создаем себе головную боль», — добавил Турганов.
По его словам, для решения проблемы нужна слаженная работа всех сторон – акиматов, угольных разрезов, транспортных компаний, а также частных поставщиков угля.
Источник: sputnik.kz
Оставить комментарий