"КазМунайГаз" потеряет около 15 млрд тенге из-за снижения цен до 50 тенге за литр в Мангистауской области

Заметил, что в СМИ нет аналитики и объяснения текущей ситуации по рынку сжиженного газа. В привычном формате, обстоятельно, с цифрами рассмотрим картину — ведь мы специализируемся не на хайпе, а на серьезной аналитике.

За 2 дня часть пользователей соцсетей стала «специалистами» в области сжиженного газа. Постараюсь простыми словами объяснить, что происходит на рынке. В предыдущем материале «#Казнефть, часть 17. «Сжиженная» забастовка в Жанаозене — зеркало современности Запада РК? Пора прикрывать «Офшорный» проект» уже представлял свое видение ситуации.

Вечером 3 января 2022 года на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК прошел экстренный брифинг. В ходе 1,5-часового прямого эфира прозвучала позиция государственных органов, а также мои прогнозы и оценка ситуации в качестве эксперта нефтегазовой отрасли. Брифинг был проведен своевременно, 8 тыс просмотров за день это наглядно показали.

Вечером 4 января было объявлено, что «КазМунайГаз» в рамках социальной ответственности в Мангистауской области снизит цены на газ до 50 тенге за литр. Кстати, тут с утра про меня хайпуют телеграмм-каналы. Пусть хайпуют, если они приписывают несуществующие слова — это их уровень (про «колючку» никто не говорил). Но это и хорошо, больше внимания к проблемным вопросам топливного рынка. Кстати, мой аккаунт в Инстраграм взломали, а затем заблокировали или удалили. И у меня есть подозрения, что хайп был проплачен. Итак, начнем.

1. Сколько у нас сжиженного газа?

В 2021 году было произведено 3,1 млн тонн СНГ/СУГ. Товар называют по-разному: сжиженный нефтяной газ, сжиженный углеводородный газ. Что это такое? Если коротко: поступающее углеводородного сырье разделяют на разные компоненты, затем под давлением доводят до жидкого состояния. В Казахстане для топлива используют пропан-бутановую смесь. В разных странах состав может отличаться. Даже в разных регионах РК процентное соотношение пропана и бутана разное в зависимости от температуры (например, есть так называемая летняя и зимняя смесь). В одной тонне СНГ примерно 1700-1750 литров, то есть мы производим около 5,3 млрд литров. На внутреннем рынке сжиженный газ продается ниже себестоимости. Об этом было вновь заявлено официальными лицами.

2. Сколько мы потребляем? 

Годовое потребление СНГ в 2020 году составило 1,4 млн тонн, в 2021 году прогнозируется рост до 1,6 млн тонн, остальной объем — экспортируется. Мы не зависим от импорта сжиженного газа, мы нетто-экспортеры.  Если сравнивать с бензином или дизелем: их годовое производство в 2021 году составило 4,7 и 4,8 млн тонн соответственно. То есть в топливном балансе потребление сжиженного газа занимает примерно 14%. Мы потребляем около 2,7 млрд литров СНГ.

3. Кто экспортирует сжиженный газ?

Экспорт сжиженного газа запрещен — это сделано для обеспечения потребностей внутреннего рынка, но примерно 1,5-1,6 млн тонн в год экспортирует иностранный консорциум ТШО — Тенгизшевройл, который работает на условиях стабилизированного нефтяного контракта, под ограничения/приказы Правительства РК он не подпадает. СНГ вывозится в Европу железно-дорожным транспортом, где цена на этот товар примерно в 4-5 раз выше наших внутренних розничных цен. Часть объемов ТШО продает на внутреннем рынке через свою тендерную площадку — но по более высоким ценам (нежели сложившиеся уровни).

4. Запрет не помеха.

Официально экспорт запрещен, но теневой вывоз продолжается. Каждую неделю и месяц мы видим новости о пресечение попыток вывоза автомобилями, ж/д транспортом и даже тайными нефтепродуктопроводами нашего топлива в соседние страны — ведь цены там на 50-100 тенге выше. Текущие цены в регионе и мире я публиковал в предыдущем материале. То есть наши цены привлекают всех, и это приводит к вымыванию топлива из страны — детально об этом писал в осенних материалах по дизельному топливу, они есть в архиве.  Конечно, первая реакция — надо «сильнее» закрыть границы. Но это борьба с последствиями, а не с причиной.

5. С 2019 года СНГ — биржевой товар

Мнения псевдооппоционеров и заявления разных «экспертов» в СМИ о двукратном росте цен на газ ошибочны. Такого роста не было. Информационный фон сложился в таком ключе: с 2022 года газ начал «вдруг» торговаться на бирже, а нам никто не сказал, #кудасмотритминистерство. СНГ с 2019 года постепенно выводился на биржевые торги. Объем начинался с 5%, ежегодно рос, и с 2022 года на бирже будет торговаться 100% от объемов внутреннего рынка. Это прозрачный и открытый механизм ценообразования, внедрение биржевых торгов позволило снизить количество посредников. Сегодня можно пройти аккредитацию и покупать/продавать сжиженный газ на бирже, что и делают все оптовые и розничные участники рынка. Внедрение биржевых торгов — серьезный шаг государства на пути к рыночным ценам.

6. Сколько стоил газ в Жанаозене?

Сжиженный газ в Жанаозене в конце года продавался по 85-90 тенге, что практически равно его оптовой цене на бирже. Последние торги с ТОО «КазГПЗ» на ets.kz завершились на отметке 143 тыс за тонну, то есть около 85 тенге за литр. С Нового года ряд АГЗС в Жанаозене подняли цену до уровня 110-120 тенге, но эти цены уже давно были в разных регионах Казахстана! Сейчас эти цены доходят и до 125 тенге.

7. КазГПЗ — 50 лет на службе убыточных цен

Заводом по производству СНГ в Мангистауской области является КазГПЗ, акционером которого является наша Национальная компания «КазМунайГаз». Завод был построен в 1972 году, то есть ему уже 50 лет. Износ оборудования завода составляет 90%. Это официальная цифра, которую приводили многие официальные лица. Инвестиций для модернизации нет — цены убыточны, да и невозможно из 50-летнего автомобиля сделать современное авто с АКПП, климат-контролем и Apple СarPlay.  В прошлом году там происходили аварии по причине износа оборудования. КазГПЗ обеспечивает примерно 80% объема потребления Мангистауской области (14,5 тыс тонн в месяц), оставшийся объем поставляется с АНПЗ (3,5 тыс тонн). Около 90% всего объема в области потребляет автотранспорт.

8. Сколько потеряет «КазМунайГаз»?

Сегодня вечером было объявлено, что КМГ в рамках социальных обязательств снизит цену до 50 тенге за литр. Давайте быстро посчитаем. Мангистауская область потребляет в год 216 тыс тонн, или примерно 13-14% от внутреннего потребления Республики Казахстан. 216 тыс тонн — это 370 млн литров в год.  Если КМГ будет продавать «сырье с завода» в убыток, чтобы на розничных АЗС эта цена не была выше 50 тенге, то будет терять/дотировать примерно 30-50 тенге с литра (как минимум), таким образом, годовой убыток или упущенная выгода КМГ будут составлять 11-18,5 млрд тенге. В 2021 году на строительство одной школы на 1200 мест государством выделялось 3,5 млрд тенге. Неплохо было бы в вашем районе построить новую школу, да? Но, нет, в Мангистауской области цены на сжиженный газ должны быть в 2-2,5 раза ниже, чем в Казахстане. Как же KMG будет выходить на IPO и предлагать инвесторам свои акции? Инвесторов, знаете ли, мало привлекают социальная ответственность компаний по консолидации убыточных проектов. А если все будут выходить на митинги и требовать цену в 50 тенге за литр по всему Казахстану? КазМунайГаз потерял бы 81-135 млрд тенге в год!

9. Почему нет новых заводов?

На брифинге в СЦК от телеканала «Хабар 24» Бахыт задала правильный вопрос: почему нет новых заводов? Как Вы понимаете, при убыточных ценах на сжиженный газ ни иностранный, ни внутренний инвестор не будут вкладывать деньги в такое сомнительное производство. Новый завод возможно будет построен КМГ в Жанаозене.

10. Кто ездит на газу?

Внутреннее потребление ежегодно растет: по данным МВД в 2019 году было зарегистрировано 139 тыс авто на ГБО, в 2021 — 314 тыс. Нужно еще учитывать авто с регистрацией других стран (300-400 тыс), которые в статистике не учитываются. Значит, примерно 500 тыс авто ездит в РК на сжиженном газе. Моя основная задача как эксперта — объяснить все простыми словами. И доказать это на цифрах. Мы потребляем 2,7 млрд литров СНГ, из которых, допустим, 80% используются автотранспортом, ведь есть еще отопление домов и др. Получается где-то 2,18 млрд литров. Разделим эту цифру на 500 тыс автомобилей с ГБО, затем на 12 месяцев и получим, что в среднем автомобиль на ГБО расходует 363 литра топлива в месяц. Что-то много, да? Этот пример я всегда привожу: среднее авто в городах РК проезжает 1 000 км (не один автовладелец, а семья), при расходе 10-12 л на 100 км, это в месяц 100-120 литров топлива. Как тогда на ГБО расходуют почти в 4 раза больше? Так ведь на нем ездят таксисты, грузовые Газели и др. Потому что ставить газобаллонное оборудование имеет экономический смысл, если на автомобиле ездить много и часто (стоимость ГБО на среднее авто может доходить до 150 тыс тенге). Повышение цен не будет сильно отражаться на семейном бюджете обычной казахстанской семьи: мы расходуем 100-120 л бензина в месяц, повышение не 10 тенге означает рост расходов семьи на 1000-1200 тенге в месяц. Мы сейчас за интернет платим гораздо больше.

11. На 7 лет цены не выросли

В 2014 г. цены на сжиженный газ в РК были в районе 50 тенге, что по тому курсу составляло около $0,27. В текущем году при цене 115-120 тенге и курсе 435, цена составляет по-прежнему 27 центов! Логичен вопрос: причем здесь доллар? Нефтегазовая промышленность имеет высокую долларовую себестоимость. Оборудование, материалы, технологии и лицензии — все это либо импортируется, либо производится в РК с долларовой привязкой. Вот КМГ будет строить новый завод, туда потребуются различные металлоконструкции, они в целом производятся в РК, но по каким ценам? Правильно они в полной корреляции и с курсом доллара, и с мировыми ценами. Любое обесценивание национальной валюты приводит к росту себестоимости производства любого товара на территории РК, и в нефтегазовой промышленности — в первую очередь.

12. На весах Самое «главное», к чему может прийти наш рынок — это дефицит.

Потребление ежегодно растет, новых мощностей для производства (пока) нет, поставлять сырье при убыточных ценах — тоже не имеет никакого смысла. Что в итоге? Правильно. Дефицит. Его, к слову, прогнозируют в Минэнерго. Я публиковал этот прогноз еще в 2013-2017 гг: в этой десятилетке Казахстан может столкнуться с дефицитом газа. И природного, и СНГ. Вообще это очень странно, когда в магазинах газировка стоит дороже сжиженного газа по 120 тенге за литр. Уж газировку произвести требуется гораздо меньше затрат: оборудования не такое дорогое и сырье (вода, сахар) доступнее.

P.S. Произошедшие события показали нам, на сколько велико значение правильной и доступной информации. Мода на хайповые новости пройдет, а потребности в хорошей аналитической информации только возрастают. Что ж, раз взломали Инстаграмм

Олжас Байдильдинов


Источник: inbusiness.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *