Иски на $16,5 млрд к Кашагану и Карачаганаку: браво PSA!

Иски на $16,5 млрд к Кашагану и Карачаганаку: браво PSA!

Команда Касым-Жомарта Токаева в нефтегазовой сфере показывает серьезную подготовку к усилению позиций РК в крупных международных проектах.

Как-то совпало, что 17 марта опубликовал материал «Казнефть. Часть 38: Как не допустить кризис в нефтегазовой отрасли после 2030 года», где озвучил тезис: государство должно усиливать позиции в крупных проектах и не продлевать контракт по Тенгизу, который истекает в 2033 году, а в начале апреля Bloomberg сообщил об исках Казахстана к консорциумам North Caspian Operating Company N.V. (NCOC) и Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) на $13 млрд и $3,5 млрд соответственно, плюс министерство экологии и природных ресурсов подало иски к NCOC на $5,1 млрд.

Таким образом, общая сумма претензий составляет $21,6 млрд, и, возможно, это рекорд в мировой практике (я изучу и опубликую отдельно).

Что означают эти иски, как повлияют на расклад в нефтегазовой сфере – постараюсь кратко и доступно изложить в этом материале, хотя, понятно, эти публикации станут регулярными.

В бюджет РК поступят $21,6 млрд?

Во-первых, нет. Для понимания госбюджет РК это всегда порядка $35-40 млрд в год, поступление такой суммы означало бы 1,5-кратное увеличение.

Во-вторых, напрямую в бюджет (или Нацфонд?) может поступить сумма по иску минэкологии на $5,1 млрд. Но это тоже перспектива не одного и даже не двух лет – ведь судебные разбирательства в РК и международных юрисдикциях займут много времени.

К слову, на сайте министерства я не обнаружил официального релиза на эту тему. Думаю, неужели 5 с лишним миллиардов долларов для минэкологии это такая же будничная новость, как «Встреча с населением Костанайской области» и «Утверждены стандарты казахских пород собак»? Обнаружил его на официальной странице в Facebook. Возможно, релиз где-то был в рассылке, но в общем ситуация следующая: департамент экологии по Атырауской области провел проверку NCOC и выявил сверхнормативное хранение серы в объеме более 1 млн тонн, а также иные нарушения, подав материалы в Атырауский суд по 6 статьям административного кодекса.

Не являюсь экспертом в экологических нарушениях, поэтому трудно оценить вероятность выплаты консорциумом такой суммы. Но, будем надеяться.

Для справки: средняя стоимость типовой школы на 1 200 мест в РК составляет около 4,5 млрд тенге, то есть на эту сумму можно было бы построить больше 1,1 тыс. школ по стране. Что особенно актуально в свете дефицита школ: министерство просвещения прогнозирует, что к 2025 году в РК будет дефицит в 1 млн ученических мест.

На каждой новой школе в РК можно было бы прикрепить табличку: построено при поддержке департамента экологии по Атырауской области.

В-третьих, иски PSA к консорциумам охватывают прошлый период времени. Суть претензий в невыполнении производственных планов, несогласованности расходов/инвестиций в проекты (чем больше расходная часть консорциумов, тем меньше доходов получает наша республика), нарушении тендерных процедур и др.

То есть даже при положительном решении в пользу РК, это не означает, что суммы будут выплачены в республиканский бюджет, КМГ или Нацфонд. Это основа для пересчета инвестиций и затрат, по итогам которого могут измениться суммы предыдущих и будущих платежей в пользу Казахстана.

Таким образом, по моему мнению, высшему руководству страны необходимо оказать полную поддержку в деятельности министерства экологии, министерства энергетики и полномочного органа. Данные споры потребуют деликатной работы, привлечения юридических консультантов по спорам в западных юрисдикциях.

Что такое PSA?

ТОО «PSA» в 2016 году было определено полномочным органом в соглашениях о разделе продукции по проектам NCOC, KPO и месторождению Дунга (Total E&P Dunga GmbH). Объяснить простым языком, что это за компания, довольно-таки трудно, но давайте попробую.

Скажем так: 100%-ным акционером PSA является министерство энергетики, а владельцем пакета акций в проектах Кашаган и Карачаганак является АО «ФНБ «Самрук-Казына».

PSA – это госкомпания, но с конкурентной оплатой по рынку труда, соответственно, с высококвалифицированными кадрами и институциональной памятью. Компания сосредоточена на управлении долями в крупных проектах и обладает соответствующими компетенции для отстаивания позиций республики с такими «зубастыми» международными нефтегазовыми гигантами.

Ну и при этом малочисленная, в отличии от КМГ с 150+ дочерних и сервисных компаний.

Комментарии PSA

5 апреля агентство Bloomberg в материале «Oil Majors Sued by Kazakh Government Over Billions in Revenue», со ссылкой на источники сообщило об исках к NCOC и KPO.

Довольно оперативно – 7 апреля было опубликовано интервью генерального директора ТОО «PSA» Бекета Избастина, из которого я бы выделил несколько основных нюансов и мои предположения:

  1. Совокупно на проекте Кашаган добыли более 80 млн тонн нефти (это более 580 млн баррелей нефти), на Карачаганаке – около 243 млн тонн (это больше 1,7 млрд баррелей!) и 194 млрд куб. м. газа (за вычетом обратной закачки в пласт).
  2. Пересмотренные производственные планы по второй фазе освоения Кашагана, скорее всего, выполнены не будут. Ожидалась добыча 500 тыс баррелей в сутки к 2027 г. и 700 тыс баррелей в сутки к 2030 г. Отмечу, что мировое потребление нефти сейчас – это около 98 млн баррелей в сутки, то есть Кашаган мог и должен был играть более существенную роль, чем текущие показатели.
  3. Консорциум NCOC оспаривает фундаментальное право PSA, а, значит, и Республики Казахстан в рассмотрении и утверждении бюджета и годовых рабочих программ. Консорциум, судя по всему, не намерен менять свое отношение к интересам РК, поскольку инициатив по решению проблемных вопросов нет.
  4. Инвесторами Кашагана инициированы иски против Казахстана.
  5. Оператор NCOC не представил отчет о причинах аварии на Кашагане в августе 2022 года.
  6. PSA инициировало разбирательства в международном арбитраже (Женева и Стокгольм, как писал Bloomberg) по данным проектам.
  7. Ну, и, пожалуй, самое важное: «Казахстан отстаивает свои интересы цивилизованно и как общепринято в западных странах».

На мой взгляд, Казахстану давно необходимо пересмотреть контракты, справедливо, используя установленный порядок в Соглашениях о разделе продукции (СРП) и перестав идти на уступки международным консорциумам, о чем я писал в предыдущем материале. Радует оперативность официальных заявлений PSA и подчеркнутая позиция: Казахстан будет добиваться защиты своих интересов в правовом поле (международном).

Между строк заявления PSA

Между строк я могу прочитать и предположить: давно ведется серьезная работа. Были выявлены и рассчитаны суммы нарушений, консорциумы не шли навстречу республике, переговоры не привели к результату, поэтому позже было принято решение об арбитраже.

После появления этой новости в СМИ, мне позвонил один знакомый: «Как ты думаешь, кто занимался этим вопросом? КМГ, минэнерго или сам PSA?».

Здесь, на мой взгляд, сильна роль прежнего министра энергетики Болата Акчулакова, который в свое время возглавлял полномочный орган. И это серьезный плюс, что сформированная под его руководством команда смогла сохранить конфиденциальность, а, следовательно, оставила меньше пространства для маневра иностранным консорциумам. Надеюсь, что Болат Уралович продолжит кураторство по этим важнейшим вопросам в качестве советника президента РК.

К слову, все крупные утечки по нефтегазовому сектору РК сначала появляются в зарубежных агентствах. Заметили? Знаете почему? Потому что они платят за эту информацию, по моим данным это может стоить несколько десятков тысяч долларов. Почему? Потому что информация имеет цену, а для зарубежных агентств, которые поставляют такую оперативную информацию она имеет особую ценность – их клиенты принимают решения по покупке-продаже акций на основе их проверенных источников.

Вниманию нефтегазового совета при президенте РК: давайте уже разберемся с такими неоднократными сливами, в т.ч. путем законодательных поправок. Это касается и непонятных движений по акциям КМГ, КТО и др госкомпаний, когда, основываясь на инсайдерской информации и утечках, происходят необъяснимые движения вверх и вниз.

Что было дальше

Интересен вопрос: что же будет дальше? К слову, в уже далеком 2011 году я публиковал материалы о том, что Казахстан получит долю в Карачаганаке. Напомню, что до 2011 года у РК не было доли в этом проекте, хотя она и сейчас является самой низкой по сравнению с долями в ТШО и NCOC.

Суть заключалась в следующем: Казахстан выставил налоговые и экологические претензии к Карачаганаку на $2,7 млрд. По результатам разбирательств и переговоров было принято решение о вхождении КМГ в проект с 10%-ной долей участия.

Можно прогнозировать подобный вариант завершения и текущих разбирательств, что не может не радовать.

Безусловно, рассмотрение дел в международных юрисдикциях может занять несколько лет, при этом участники консорциума и PSA будут находиться в состоянии холодной войны. Ну а на войне, как говорится, все методы хороши.

В любом случае, цены на нефть высокие, участники консорциума KPO давно окупили свои инвестиции и расходы (полагаю), по NCOC ситуация сложнее: это должен был стать самый дорогой проект в мировой истории с объемом капвложений в $150 млрд, но на запланированные показатели проект не выходит, идет с опозданиями, авариями и растущим бюджетом. Это мы еще про тюленей даже не говорили.

Удивительный КазМунайГаз

Удивление у меня вызывают две вещи. Первое: почему акции КМГ на фоне этих новостей росли? Беглый взгляд на котировки крупных акционеров проектов показывает, что они в эти дни падали. К примеру, котировки американского Chevron, который владеет 18% в KPO, за неделю упали на 1,3%.

Или акции американского Exxon Mobil, который владеет 16,88% в NCOC, которые также упали на 1,7%.

При этом мировые цены на нефть в это время росли. Безусловно, там могли быть свои факторы. Справедливости ради следует отметить, что, например, акции итальянского ENI за неделю выросли. Но по логике вещей, акции КМГ должны были упасть, но они росли. Может на фоне роста нефтяных цен.

Может, мы еще не знаем всех деталей. А, может, рынок уже знает, что КМГ не понесет дополнительных расходов и увеличит доли в консорциумах? Хотелось бы.

Второе «удивительное». Я из тех времен, когда разрезанная автомобильная резина с катафотами на брызговиках уже считалась серьезным тюнингом авто (+2 лошадиные силы). Помните анекдот, когда гаишник останавливает такую машину и говорит, что такой тюнинг законом не предусмотрен, и хочет оштрафовать водителя?

Водитель отмазывается, говоря, что это заземление на случай удара молнией. Спорят, спорят, не могут ни к чему прийти. Останавливают следующего автовладельца, который поддерживает: да, это для заземления. На что гаишник, отпуская первого, говорит: ну ок, а у тебя тогда где такая?
Примерно такая аналогия и вопрос к КМГ: а где Ваши претензии к Тенгизшевройлу за все это время? Сумма инвестиций в ПБР (Проект Будущего Расширения) выросла с первоначальных $12 млрд до $25 млрд, затем до $36-37 млрд и остановились (Аллилуйя!) у отметки $45,9 млрд! Да, там добавился ПУУД (проект управления устьевым давлением), и, наверное, что-то еще, но не в 4 раза ведь?!

Если КМГ не готов озвучивать и отстаивать позиции Казахстана в крупнейшем проекте страны, то предлагаю передать полномочия по Тенгизу в адрес PSA.

Политики, история, дипломатия

На мой взгляд, команда нашего президента в нефтегазовом секторе совершила огромный прыжок вперед.

Один из главных тезисов Касым-Жомарта Кемелевича: «Новый Казахстан – это справедливый Казахстан», проявился здесь в полной мере. Инвесторы должны соблюдать условия заключенных контрактов, что было подчеркнуто в заявлении PSA – все споры будут решаться исключительно в правовой плоскости западных юрисдикций.

Как правило, я беру паузу по публикациям в СМИ на «горячие» темы, стараясь заглянуть за горизонт не завтрашнего дня, а на 5-7 лет вперед.

Итак, когда на кону сумма свыше $20 млрд, согласитесь, в стране могут «случайно» произойти многие события. Ну хотя бы потому, что цветная революция в Украине оценивалась примерно в $1 млрд.

Думаю, согласитесь и с другим предположением: использование самого факта подачи исков на такие суммы в предвыборной кампании президента или парламента имело бы эффект разорвавшейся информационной бомбы, существенно повысив и явку, и рейтинги. Однако, этого не было сделано.

Как было отложено и повышение цен на ГСМ, тарифы на электро- и теплоэнергию, при этом почти все политологи и «деятели» отмечали отсутствие явных причин для досрочных выборов.

Ну теперь, наверное, пазл сошелся? Для серьезной холодной войны с такими зубастыми транснациональными корпорациями, которая наметилась еще в 2020-2021 гг., требовалась надежная система с отсутствием поводов для рукотворных раскачиваний и протестов.

При этом было необходимо обеспечить секретность проводимой подготовки к многомиллиардным искам, чтобы исключить подготовку к возможным провокациям, что тоже было блестяще разработано и исполнено.

Новый Казахстан вполне имеет право требовать справедливости и выполнения контрактных обязательств со стороны иностранных консорциумов. При этом нам нужно быть готовыми к любым проявлениям этой холодной воды: провокациям, информационным заказам, усилениям критики со стороны псевдооппозиционеров, которых финансируют западные фонды (о чем пишет, к примеру, «Нурсултанский соловей»).

Кстати, а где казахстанская оппозиция, которая вечно всем недовольна? Это исторический момент: Казахстан взял путь на отстаивание своих интересов и предъявил существенные даже по мировым меркам требования. Это ведь самый настоящий исторический момент, повод для гордости.

Отмечу, что новость об исках в нефтегазовой сфере была воспринята с приятным удивлением: «Оказывается, можем!». Конечно, у меня нет полномочий говорить от всей отрасли, но выражу общее мнение: приветствуем и благодарим за работу PSA и минэкологии!

P.S. Уже слышу мнения от бывших и действующих работников иностранных компаний, мол «Только не это, только не КазМунайГаз». Ребята, конечно, вы уже прониклись высоким духом западных корпоративных ценностей и не менее высоких доходов, но давайте не забывать, что эти ресурсы все-таки принадлежат Казахстану. И, к слову, вы там работаете, потому что страна когда-то отстояла права и приоритет национальных кадров.

P.S.S. Подчеркну идею, озвученную в предыдущих публикациях: не нужно идти на уступки иностранным консорциумам, продлевать контракт по Тенгизу, мы можем и должны сделать это сами. И еще: нам нужна новая энергетическая сделка с Россией и Китаем


Источник: Kursiv.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *