Технический визит состоялся в июне этого года, рассказал в беседе с корреспондентом inbusiness.kz эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов.
Он также пояснил, что транзит 1,5 миллиона тонн нефти через Азербайджан, о которых упомянул Reuters в своем недавнем сообщении, смогут в тестовом режиме осуществлять иностранные или казахстанские нефтяные компании без соглашения на уровне правительств двух стран.
Новое – это хорошо забытое старое
«Что такое 1,5 миллиона тонн через Азербайджан по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД)? Это три процента от годового экспортного объема Казахстана, если учесть, что этот показатель составляет порядка 67-70 миллионов тонн. То есть это не такой большой объем, чтобы правительства двух стран – Казахстана и Азербайджана – подписывали бы специальное соглашение на этот счет», – сказал г-н Жумагулов.
По его мнению, 1,5 миллиона тонн – это тот объем, который могут спокойно осилить частные иностранные или казахстанские нефтедобывающие компании.
«Инвесторы и казахстанские компании, добывающие сырье в нашей республике, вольны сами отправлять свою нефть куда угодно. Сейчас они в тестовом режиме проверяют альтернативные маршруты и оптимальные объемы для нынешних условий (отсутствие достаточного количества танкеров, мощности порта Актау)», – отметил эксперт.
Он напомнил, что месяц назад порт Актау посетила делегация компании Total Energies с целью изучения готовности инфраструктуры порта к перевалке нефти. В ходе встречи компания сообщила о намерении начать отгрузку нефти уже в текущем году. Для начала в объеме 50 тысяч тонн в месяц через порт Актау.
«Что такое 50 тысяч тонн в месяц – это значит, что в течение года 600 тысяч тонн французская Total Energies сможет поставлять нефть, используя маршрут через Азербайджан и, скорее всего, направить эти объемы через Баку – Тбилиси – Джейхан, так как именно головная компания Total является одним из акционеров этого трубопровода, на основании чего имеет скидку за транспортировку», – пояснил г-н Жумагулов.
Он также отметил, что как только начались проблемы с поставками нефти из Казахстана по КТК, то еще в июне текущего года порт Актау с техническим визитом посетили делегации ключевых нефтедобывающих компаний Казахстана – CNPC и KMG Kashagan B.V. (Кашаган). Тогда представители коммерческих и логистических структур компаний ознакомились с нефтеналивной инфраструктурой порта Актау, текущие возможности которой позволяют переваливать не менее 5 миллионов тонн нефти дополнительно к существующим объемам.
«Тогда стороны договорились, что первая партия казахстанского стратегического сырья будет перевалена через порт Актау уже в октябре текущего года. То есть дополнительно к 600 тысячам тонн, о которых договорился Total, примерно такие же объемы будут тестировать на отправку через Азербайджан CNPC и KMG Kashagan B.V. Таким образом, 1,5 миллиона в обход России через Азербайджан, о которых упомянул Reuters, вполне могут попасть на мировые рынки через систему БТД», – подчеркнул Нурлан Жумагулов.
При этом он напомнил, что ранее Казахстан уже пользовался услугами БТД. 3 ноября 2008 года по этому нефтепроводу началась транспортировка казахстанской нефти. Начиная с июня 2010 года по нефтепроводу осуществляется прокачка туркменской нефти.
Отметим, что с геополитической точки зрения основная цель строительства нефтепровода БТД заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей из стран Каспийского региона.
Ранее Каиргельды Кабылдин, на тот момент занимавший пост главы национальной компании «КазМунайГаз», отвечая на вопросы журналистов, не раз говорил, что БТД на первоначальном этапе будет транспортировать нефть из Азербайджана, а впоследствии из Казахстана с началом объемов добычи на Кашагане и Тенгизе.
Тогда некоторые эксперты подсчитали, что экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти могли составить 200 млн долларов США в год.
Однако позже, после реализации проекта расширения КТК, экономически выгодным для Казахстана и иностранных инвесторов, добывающих нефть на трех крупнейший проектах на западе республики – Кашагане, Карачаганке и Тенгизе, стал маршрут через Россию.
Сегодня геополитическая ситуация изменилась, и наша страна вынуждена была снова вспомнить о таком важном принципе, как диверсификация.
В поисках альтернативы
Напомним, ранее inbusiness.kz уже писал о том, что Азербайджан готов принять казахстанскую нефть для поставок на мировые рынки.
«Азербайджан открыто предлагает свою инфраструктуру Казахстану и Туркменистану, чтобы они воспользовались шансом выйти на европейские рынки», – заявила ранее корреспонденту inbusiness.kz эксперт из Азербайджана, научный сотрудник Института экономики НАНА Эллада Ханкишиева на просьбу прокомментировать сообщение агентства Reuters о начале переговоров между нацкомпаниями двух этих стран – «КазМунайГазом» и SOCAR – по поставкам 1,5 миллиона тонн казахстанской нефти в обход России по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.
По словам Ханкишиевой, Азербайджан давно уже предлагает начать реализацию более грандиозных планов по строительству инфраструктуры, способной облегчить этим странам выход к европейским рынкам.
«Европа является постоянным и верным потребителем каспийской нефти и останется таковым еще надолго», – подчеркнула азербайджанский эксперт.
По ее мнению, намерения Казахстана экспортировать часть своей нефти через Азербайджан – разумный и обусловленный реалиями шаг.
Напомним, в начале июля было оглашено решение Росприроднадзора о приостановке транзита нефти по КТК на 30 дней. Как известно, по системе КТК на экспорт уходит порядка 80 процентов всей добываемой в Казахстане нефти.
«Приморский суд дал руководству КТК крайний срок в сентябре предоставить им отчет по принятым мерам в плане соблюдения экологических требований. Мы работаем сейчас над подготовкой необходимых документов», – сказал ранее министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков.
При этом он заметил, что министерство продолжает проработку альтернативных маршрутов. Наиболее приемлемые варианты – на восток, а именно в сторону Китая, и морские перевозки по Каспию.
«Мы намерены увеличить объем поставок нашей нефти в сторону Китая, если партнеры согласятся покупать наши дополнительные объемы. У нас есть трубопровод Казахстан – Китай и возможность поставлять по нему еще 8,5 миллиона тонн нефти дополнительно к нынешним объемам в 11,5 миллиона тонн», – сообщил ранее министр.
По его информации, на переговоры с китайскими покупателями потребуется около одного года. Что касается второго альтернативного маршрута – через Каспий, то на это уйдет не менее пяти лет, так как необходимо закупить танкеры, вложиться в восстановление перемычки к трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан и договориться с его акционерами о конкретных объемах поставок.
«Пока по Каспию мы отправляем около 2,5 миллиона тонн нефти до Махачкалы, хотя есть планы увеличить этот объем до 5 миллионов», – отметил тогда глава минэнерго.
Кульпаш Конырова
Источник: Inbuiness
Оставить комментарий