За дешевое топливо мы платим некачественным образованием или здравоохранением
В своем послании к народу Казахстана 1 сентября этого года президент страны К.К. ТОКАЕВ, в частности, сказал, что чрезмерное присутствие государства в экономике серьезно сдерживает ее рост и конкурентоспособность, приводит к коррупции и незаконному лоббированию. Госпредприятия по-прежнему доминируют во многих секторах, пользуются монопольными льготами (цитируется по сайту главы государства).
Это заявление главы государства имеет непосредственное отношение к теме предыдущей заметки «Грозит ли Казахстану вечный дефицит топлива». В ней, если читатель помнит, говорилось о том, что предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке не поспевает за ростом спроса, что толкает цены вверх. А такая ситуация сложилась из-за государственного регулирования поставок нефти на внутренний рынок, что сдерживает рост объемов переработки и предложения нефтепродуктов. А такое регулирование и есть чрезмерное присутствие государства в экономике.
Но все равно остается одна важная проблема: выравнивание чистых (очищенных от пошлин налогов и транспортных расходов) цен на нефть на экспорт и внутренний рынок неизбежно приведет к росту розничных цен на топливо в Казахстане. Причем предсказать, насколько вырастет, невозможно. Да, у государства есть инструменты (налоговый маневр, дотирование тарифов на железнодорожные перевозки и так далее, и тому подобное), чтобы сдержать рост цен. Но есть сомнение, что государство сможет их эффективно использовать. Поэтому возникает соблазн оставить все, как есть, и возложить обязанность по росту поставок нефти на внутренний рынок и по росту мощностей по переработке на КазМунайГаз. И если посмотреть на финансовые показатели национальной компании, то такая идея кажется не лишенной смысла.
Например, значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств (рисунок 1) показывает, что КазМунайГаз вполне кредитоспособен и может привлечь частные заимствования, то есть не прибегая к помощи государства для строительства, как минимум, одного нового НПЗ. Или еще раз модернизировать существующие заводы, нарастив объемы и глубину переработки. А это решит проблемы роста предложения нефтепродуктов на внутренний рынок.
Комментарий к рисунку. Значение коэффициента меньше 1 указывает на то, что собственных средств у компании больше, чем заемных. Следовательно, есть резерв для привлечения заемного финансирования без ухудшения финансовых показателей.
Но остаются определенные сомнения. В первую очередь, связанные с тем, что рост поставок нефти на внутренний рынок ухудшит финансовые показатели КазМунайГаза.
На рисунке 2 мы видим, что количество экспортных и внутренних поставок нефти газового конденсата сближается (данные без учета доли КМГ в так называемых «мегапроектах»).
Сближается и соотношение выручки. Понятно, что, когда мы говорим о выручке, то в нее входят не только поступления от продажи сырья, но и продуктов переработки.
На рисунке 3 показана динамика выручки КазМунайГаза за последние три года в текущих ценах.
Понятно, что на снижение выручки повлияло и снижение мировых цен на нефть. Но понятно и другое, что при существующих «ножницах» между внутренними и экспортными ценами рост поставок на внутренний рынок ухудшает финансовые показатели компании. С этим можно было бы смириться – мало ли у кого, что ухудшается, зато бензин не быстро дорожает. Но проблема в том, что если у национальной компании возникнут финансовые проблемы, то покрываться они будут, в конечном итоге, за счет бюджета, то есть за наш с вами счет.
И вообще, это иллюзия, что кто-то обеспечивает нас дешевыми продуктами, например, топливом. В конечном итоге, за эту дешевизну платим мы, но по-другому, например некачественным образованием или здравоохранением.
Власть создает у нас иллюзию, что, регулируя поставки нефти на внутренний рынок, она создает для нас благо. Да, но за счет того, что наносится ущерб в других сферах.
Президент страны сказал: меньше государства, — это значит и меньше регулирования. Пора реализовывать поручения главы государства.
Источник: ratel.kz
Оставить комментарий