#Казнефть, часть 11. Дефицит авиатоплива – да здравствуют поезда на Мальдивы?

С этими дефицитами топлива скоро все в стране станут экспертами и в этой сфере (улыбаюсь). Коротко о том, что происходит и почему Эйр Астана говорит об угрозе срыва пассажирских авиаперевозок.

Буквально недавно я опубликовал материалы «#Казнефть, часть 10. ДДТ (дефицит дизельного топлива) «Осень»: что нужно делать?»  и «#Казнефть, часть 9. Авиакеросин: полет нормальный?». Можно ознакомиться с ними для понимания общей картины происходящих процессов.

Итак, сегодня 1 октября АО «Эйр Астана» выпустило пресс-релиз, где говорится о том, что производимого авиакеросина в октябре не хватит для потребностей рынка: запланировано производство 35 тыс тонн. При том, что потребность только Эйр Астаны составляет 30 тыс тонн.

#Казнефть, часть 11. Дефицит авиатоплива – да здравствуют поезда на Мальдивы?

Что такое авиакеросин? В целом, это такой же продукт нефтепереработки, который официально называют топливо для реактивных двигателей. Как Вы понимаете, у него несколько иные свойства по сравнению с обычным бензином, ну а я помню 90-ые, когда в Уральске проводили автогонки, и в тонированные 8-ки вместе с бензином доливали авиакеросин, чтобы машина «летела как ракета». Эдакий «Форсаж: перестройка».

Сколько вообще производят авиакеросина в РК? По итогам 2020 года было произведено 438 тыс тонн, план на 2021 год составлял 590 тыс тонн (+35%), в среднем по 49 тыс в месяц.

Это довольно специфичный продукт нефтепереработки, и, естественно, акцент на этот вид топлива никогда не делался. Технологии нефтепереработки в РК таковы, что из поступающей тонны нефти в основном производится бензин (4,5 млн тонн в 2020 году), дизельное топливо (4,6 млн тонн), мазут (2,1 млн тонн), битум (1,1 млн тонн), а цифру по авиакеросину привел выше.

К слову, Казахстан полностью свои потребности в авиатопливе не покрывал и периодически импортировал из России. Почему же «Эйр Астана» выпускает подобный релиз? Это удивительно для меня, поскольку компания, как и «КазМунайГаз», входит в холдинг «Самрук-Казына». А КМГ, напомню, владеет крупными нефтеперерабатывающими заводами в Казахстане.

Причина, на мой взгляд, довольно проста: цена. В настоящее время в Российской Федерации отрасль авиаперевозок (и пассажирских, и грузовых) вышла на докризисные уровни, то есть негативный эффект пандемии закончился. Спрос на авиатопливо стремительно растет.

В среду (29 сентября) на  Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи цена за тонну авиатоплива превысила 52 тыс рублей (более 301 тыс тенге, что является рекордом за последние 3 года.

22 сентября в Казахстане (впервые в истории) стартовали торги авиакеросином, которые прошли на бирже ЕТС и завершились средневзвешенной ценой в 224 тыс тенге. Результаты торгов можно просматривать на официальном сайте биржи www.ets.kz

Доля топлива в себестоимости авиаперелета (навскидку) составляет около 20%, то есть даже при закупе на 100 тыс тенге дороже, стоимость авиабилетов, конечно, подрастет, но незначительно. Думаю, на процентов 5, может чуть больше.

Что ж, Павлодарский НХЗ, как говорится, «навел суету».Однако, в предыдущих материалах я проанализировал ситуацию и говорил, что ремонт переносить было невозможно, поскольку он и так был перенесен с лета. Ремонт НПЗ – это как ТО у автомобилей, планово нужно менять масло, фильтры, готовить к зиме и др. Следует отметить, что работа наших НПЗ уже подвергалась обоснованной критике со стороны Президента Казахстана.

Никаких запретов или ограничений для импорта авиатоплива сейчас нет. Полагаю, авиаперевозчики, зная о планах остановки ПНХЗ, могли заблаговременно подготовиться к этому, подстраховавшись импортом из России.

Возможно, не успели, так как и в РФ сейчас дефицит нефтепродуктов из-за возросшего спроса и ремонта некоторых заводов. Но все же, это рыночная сфера, рыночные отношения.

P.S. В середине сентября «Эйр Астана» объявила о возобновлении регулярных рейсов на Мальдивы с 9 октября. На одного человека билет Алматы-Мале-Алматы стоит от 270 до 590 тыс тенге. Что ж, если отменят/перенесут рейсы будем добираться до Мальдив на поезде? Шутка.Ничего критичного не происходит, ПНХЗ вернется в строй, а участникам рынка нужно учитывать планы по ремонту НПЗ.


Источник: inbusiness.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *