#Казнефть, часть 12. Дизельная репетиция и дизельный кешбэк: доля топлива в перевозке 1 кг фруктов и овощей с юга не более 10 тенге

Что сейчас происходит на рынке дизельного топлива, правдив ли тезис «подорожает дизель – подорожает все», вернутся ли цены на прежний уровень, и что делать для снижения панических настроений.

Полагаю, острая фаза дефицита дизельного топлива прошла. Два брифинга на площадке службы центральных коммуникаций при президенте РК с участием вице-министра энергетики Асета Магауова показали, что профильное министерство готово «играть на опережение», разъясняя ситуацию. К слову, на одном из брифингов выступал и я в качестве эксперта отрасли.

Если вы впервые читаете мои материалы, то на всякий случай напомню, что в публичной нефтегазовой и энергетической аналитике с 2009 года дефицит дизеля прогнозировал еще весной, а рост цен на топливо – с 2019 года, когда на цифрах показал, что 92-й бензин уже тогда должен был стоить выше 200 тенге. Недавние материалы можно изучить по следующим ссылкам: «#Казнефть, часть 10. ДДТ (дефицит дизельного топлива) «Осень»: что нужно делать?», «#Казнефть, часть 11. Дефицит авиатоплива – да здравствуют поезда на Мальдивы?».

1. Антенны СМИ

Говорят, что каждый человек похож на радиоантенну: он принимает определенные сигналы и ретранслирует их. Это часто можно услышать от разного рода коуч-тренеров, но первыми об этом стали говорить физики. Мол, волны энергии и информации принимаются и передаются нашим мозгом. Отсюда и различные посылы думать позитивно, не окружать себя людьми, которые вечно всем недовольны, и др.

Эксперты отрасли – как раз такие ретрансляторы для пирамид СМИ, у каждой из которых есть своя аудитория. Что могу отметить по сравнению с весенним топливным ажиотажем?

Информированность СМИ возросла. Если весной при обращении журналистов на мой вопрос: «Читали ли Вы мои материалы» – около половины отвечало: «Нет», то сейчас около 80% уже изучали некоторые из них, процентов 10 говорят, что видели, но не смотрели/не читали, и еще столько же «не видели и не встречали в других СМИ».

Донесение правильных и экономически обоснованных месседжей очень важно в такой, знаете ли, период интереса к «хайповым» и непроверенным новостям и заголовкам. Помните, кажется, в прошлом году мы смеялись над заголовком «Мужчина упал из окна и остался жить в Шымкенте»?

Хотя следует признать, что по дизельному топливу около половины из моих комментариев остаются неопубликованными. Почему? Так некоторые СМИ заточены на критику госаппарата и громкие заголовки. Когда им спокойно объясняешь, что ДТ до 400 тенге не вырастет и дефицит закончится в октябре, это не публикуют, так как у них будет низкая посещаемость. «Почему правительство не виновато, это же они допустили такое?», «Как «КазМунайГаз» тут ни при чем, «Эйр Астана» их открыто обвинила!», «#Кудасмотритакимат», «Антимонопольщики почему молчат?», «Вы не считаете, что руководству Павлодарского завода в полном составе нужно уйти в отставку» и так далее.

Но в любом случае прогресс есть. Нефтегазовая отрасль довольно сложный механизм, псевдоэксперты и громкие лозунги тут не совсем к месту.

2. Дизельный кешбэк. Что сейчас происходит на рынке?

Первая волна паники прошла, дизель начали отгружать с российских заводов, он уже начал поступать на казахстанские АЗС. Назывался примерный объем на октябрь – около 100 тыс тонн.

Напомню, наше внутреннее производство ДТ в 2021 году составит (по плану) 4,9 млн тонн, то есть октябрьский дефицит можно оценить примерно в 2% от рынка. Согласитесь, это вряд ли можно назвать катастрофой, особенно с учетом теневого экспорта нашего дизеля в соседние страны примерно в 500 тыс тонн в год. То есть мы получили дизельный кешбэк, но по более высоким ценам.

В сентябре поставщики/сети АЗС купили в РФ 35 тыс. тонн дизельного топлива, за 4 дня октября – около 10 тыс. тонн.

Наш рынок всегда находится в зависимости от поставок российского топлива, но до модернизации эта зависимость была гораздо более высокой. Например, по высокооктановому бензину мы импортировали около 40% от годового объема потребления.

В предыдущих материалах я приводил цифры и показывал: сейчас Казахстан полностью обеспечивает свои потребности, но продолжающийся серый экспорт опустошает наш рынок. Кстати, многим понравилось сравнение с «дырявым ведром» – сколько бы мы ни производили топлива, оно будет утекать за границу, так как разница в ценах превышает 70-100 тенге за литр.

В целом дефицит удастся преодолеть в ближайшие дни. Правительство, кстати, к такому варианту было готово, и индикативный план с Россией по поставкам ДТ на 2021 год предусматривал 500 тыс. тонн в год.

3. Насколько подорожают фрукты и овощи?

Этот вопрос, конечно, волнует многих. И, естественно, он подогревается самими перевозчиками (компаниями и частными лицами), которые заинтересованы в росте цен на свои услуги.

К слову, интересные расчеты по влиянию топливных цен на инфляцию представлял эксперт Ерлан Жаукин «Насколько правдиво мнение о влиянии роста цен на ГСМ на инфляционные процессы в РК», где указывал, что рост цен на топливо не так критичен в инфляционном росте.

Давайте обратимся к данным портала Della.kz, где приводятся актуальные цены на транспортные услуги, чтобы подтвердить или опровергнуть данные тезисы.

#Казнефть, часть 12. Дизельная репетиция и дизельный кешбэк: доля топлива в перевозке 1 кг фруктов и овощей с юга не более 10 тенге

Как видно, разброс цен на услуги довольно большой. Полагаю, среднерыночный показатель – это 220-230 тенге за 1 км пути (за 20 тонн груза), но давайте для начала подсчитаем укрупненный показатель.

Предположим, мы созвонились и вы говорите: «Олжас, есть тема, помидоры в столицу привезем с Алматы, наваримся». Смотрим средний тариф на 20-тонный грузовик Алматы – Нур-Султан: 310 тыс. тенге, или 246 тенге за 1 км пути.

Средний грузовик будет расходовать около 30-40 литров дизеля на 100 км, то есть на 1260 км (пусть округленно 1300 км) расход составит около 390-520 л ДТ.

Сейчас ажиотажная цена на летнее ДТ около 270 тенге, то есть затраты на топливо составят 105-140 тыс. тенге. Доля топлива в выручке перевозчика за рейс около 33-45%.

Мы планируем перевезти 20 тонн помидоров, но понимаем, что ровно 20 туда не поместится, пусть это будет 18 тонн. Оптовая цена помидоров сейчас какая? Точно не знаю, ну давайте предположим, что 300 тенге за 1 кг.

Итак, на перевозку 18 000 кг мы потратили бы 310 тыс. тенге, или 17 тенге за кг. При этом доля «чисто» топлива на 1 кг груза составит лишь 5,8-7,8 тенге! Вы представляете?

Нас все время пугают, что рост цен на топливо – это ого-го как отражается на перевозке, а в реальности это максимум 6-8 тенге в цене одного килограмма фруктов, овощей, грузов и т. д.

Но рост цен на дизель несущественно отражается на самом товаре, он чувствителен для перевозчика, это бесспорно, но доля-то незначительна. Развеян миф «подорожает дизель – подорожает все».

Безусловно, топливные затраты в целом по цепочке от производителя до покупателя выше указанных 6-8 тенге, но и они не являются преобладающими.

4. Дизельная репетиция

В своих материалах я много раз подчеркивал: наши цены слишком сильно отличаются от соседних стран, которые за несколько лет серьезно прибавили, и при этом наши цены ниже их фактической себестоимости. Простой пример. Цена нефти сорта Brent сейчас превышает $82 за баррель, наш дизель стоил около 200 тенге за литр. В 1 барреле 159 литров, таким образом:

200 х 159 / 430 тенге за доллар = $74 за баррель.

Готовый продукт переработки стоит дешевле сырья! Данный тезис я повторял много раз: это все равно, что сметана стоила бы дешевле молока.

При этом цены продажи сырой нефти на внутреннем рынке ниже себестоимости добычи.

Повышение цен и дефицит ДТ – это в некотором роде репетиция будущих процессов. Переработка нефти и производство нефтепродуктов в стране не могут расти бесконечно, а вывоз будет продолжаться. Рано или поздно мы столкнулись бы с этим по дизелю, бензину или сжиженному газу.

Можно сказать спасибо Павлодарскому заводу за такой урок. Ценовой дисбаланс и вывоз топлива – основная причина дефицита. Подобные волны будут накрывать Казахстан ровно до тех пор, пока не будет ценового паритета с соседними странами (за вычетом налоговой разницы и транспортировки).

5. Что делать?

Буквально ночью мне отправили видео, снятое нашими гражданами, в котором на границе заправляются российские грузовые машины с увеличенными топливными баками (1-1,5 тонны), при этом АЗС не отпускает топливо нашим казахстанским водителям.

Поскольку серьезная аналитическая работа предполагает не только анализ ситуации, но и системные предложения, то в дополнение к предыдущим мерам могу озвучить следующее:

А. Вывоз топлива продолжается. Необходимо бороться с ним народными методами – глаза и уши на местах сами сообщат об этом. Нужен лишь канал связи – горячая линия, телеграм-канал, паблик в соцсетях. Водители будут сообщать о вывозе топлива (на какой АЗС, какие машины, какие госномера), а задача государственных органов – принять соответствующие меры. Думаю, все понимают, что вывоз невозможен без участия уполномоченных лиц на границе – необходимо оперативно обратить на это внимание. «Местечковая» коррупция дорого обходится топливному рынку страны.

В. Владельцы мелких АЗС превратили вывоз топлива в дополнительный источник дохода. Сомневаюсь, что они отдают предпочтение в заправке тем или иным «перевозчикам» просто так. Необходима профилактическая беседа с ними. Возможно, приграничным АЗС вообще следует лимитировать продажу ГСМ «в одни руки» с помощью все того же народного контроля за работой заправок.

С. Дефицит показал, что отсутствует какой-либо канал информации по наличию топлива на АЗС в наших городах. Я встречал эти сообщения везде (даже в ватсап-группах, которые никоим образом не относятся к этой теме, например родительский чат детского сада), в телеграм-каналах, пабликах соцсетей и др., то есть люди не знают, где искать информацию о наличии и ценах на топливо. Давайте предложим Astana Hub или кому-то еще придумать быстрое решение для этого. Мы привыкли, что цены на разных АЗС обычно находились на одном уровне, но время меняется.

D. «Каспи голд, брат». Ради интереса позвонил на несколько номеров по объявлениям о перевозке грузов. Спрашиваю: «А как оплачивать?». В ответ: «Каспи или наличкой». Полагаю, МИО (местные исполнительные органы) вправе напомнить частным перевозчикам, что они уклоняются от уплаты налогов за оказываемые услуги. Президент поручил сдерживать инфляцию – перевозчики должны проявить ответственность и не повышать цены в ажиотажном октябре.

P.S. После завершения ремонта ПНХЗ в Казахстане на биржевой площадке ЕТС будут запущены торги дизельным топливом. Интересно, какие цены будут складываться на открытом рынке.


Источник: inbusiness.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *