#Казнефть, часть 15. Каждый казахстанец получает больше 100 тыс тенге в год в виде топливных субсидий!

Президент страны оценил ситуацию на топливном рынке, напомнил Правительству о необходимости принимать решения и брать на себя ответственность. Несколько моих выводов и нестандартных предложений.

Разбудите меня любой осенью и спросите: «О чем говорят в казахстанских СМИ и телеграмм-каналах?», я отвечу: «Провожают Правительство в отставку».

Совещание под председательством Касым-Жомарта Кемелевича с справедливой оценкой ситуации, критики также использовали в этом ключе. Как говорится, поползли новые слухи: «Премьера не было на совещании, всё, близится отставка», «Вот этих министров не было – их тоже отправят» и так далее. Если не ошибаюсь, это было выездное совещание по развитию моногородов, и весь состав Правительства там и не должен был присутствовать, при этом большое количество госмероприятий сейчас проводится в онлайн-режиме. В действительности, Правительство Аскара Узакпаевича работает в сложнейших макроэкономических условиях, позже я посвящу ряд публикаций ситуации с бюджетом, правительственным и квазигосдолгом, а также предложу свои варианты, небольшие шаги по улучшению некоторых «узлов». Это будут довольно конкретные и осязаемые меры, которые можно реализовать и получить эффект уже в течение 1 года. Я ведь не зря проходил обучение в Академии государственного управления при Президенте РК.

1. Искусственный дефицит. Вот что сказал Президент: «Если речь идет о повышении тарифов, о повышении цен, то нужно с предельной откровенностью заявить нашим гражданам, что это необходимая мера с учетом международного рынка. Нет, мы идем на поводу у разного рода популистов, блогеров и так далее, боимся брать на себя такую ответственность и порождаем искусственный дефицит топлива». Более десятка моих публикаций на портале inbusiness.kz с начала года были посвящены прогнозам дефицита топлива, количество моих комментариев, которые выходили в казахстанских СМИ (интернет-порталы, ТВ, и даже печатные журналы), наверное, перевалило за сотню. Я писал и показывал на цифрах: наши цены не росли долгое время и оторвались на 70-100 тенге за литр от соседних стран, это создает угрозу дефицита и постоянных перетоков топлива. Касым-Жомарт Кемелевич совершенно верно сказал в завершении этого совещания: «Дайте мне вариант решения, иначе страна будет в такой ситуации постоянно». Очевидно, что ценовой дисбаланс вкупе с местечковой коррупцией на границах будет регулярно ввергать страну в такие кризисные ситуации – несколько публикаций я посвятил возможным мерам, надеюсь, их изучили.

2. У нас завышенные цены в статистике Агентство по защите и развитию конкуренции, в состав Совета по барьером которого включили и меня, еженедельно публикует информацию по ценовому мониторингу на социально-значимые товары и топливо. Также «свои» цифры есть и у Министерства национальной экономики, Национального Банка и других госорганов для расчета уровня инфляции и др. В телеграмм-канале АЗРК по состоянию на 5 ноября были опубликованы цены на Аи-92 на крупных сетевых АЗС: Petroretail (Qazaq Oil), Гелиос, Sinooil и др. Цены следующие:  г. Нур-Султан   — 173/179, г. Алматы  — 178/179 – примерно такие же цены и по другим городам/областям. Самые дешевые цены в Атырауской и Актюбинской областях – там на крупных сетевых АЗС можно купить бензин по 165 тенге. Иногда я люблю посмотреть в окно и поразмышлять. Горячий чай, когда за окном бушует снежная метель – это прямо топ, прекрасно думается при такой погоде. Так вот думал я: а что же не так с официальными цифрами того же Нацбанка? Почему они меня смущают? Потом пришло понимание. Все эти годы мы используем цифры на стеллах АЗС, веря в их «непоколебимость». Но лично я не покупаю бензин по этим ценам, я покупаю его дешевле! И Вы тоже! Вот смотрите, у Халык банка до конца года отличная акция: 5% бонусов при покупке любых товаров в их сети POS-терминалов. У меня есть карты нескольких банков, включая Black Edition, где кэшбек на ГСМ до 7%. У Sinooil с Народным банком есть кобрендиговая карта – там 4% бонусов при покупке топлива всегда. У Qazaq Oil есть приложение и возможность открытия своих личных бонусных карт, если не ошибаюсь, литр топлива при оплате их программой лояльности обходится на 4 тенге дешевле. Примерно такая же программа была раньше и у GazEnergy. Так можно ли говорить, что цена, допустим, в 165 тенге в Атырау или Актобе является «финальной»? Да нет же! Есть много вариантов и акций, когда казахстанские автовладельцы могут покупать его дешевле. Когда «говорят», что в Нур-Султане Аи-92 стоит 179 тенге – многие покупают его с 5% кэшбеком, то есть по 170 тенге, а в Атырау реальная цена тогда не 165, а 157 тенге за литр. Конечно, можно подискутировать, что не везде есть оплата картами и тд, но мы говорим о крупных сетевых АЗС. Предложение простое: государственным органам необходимо пересмотреть устаревшие подходы к измерению цен/инфляции. Это касается не только ГСМ.

3. Необходимы проактивные меры по топливным талонам и картам В 2012 или 2013 гг. я писал материал по топливному рынку и в главе «Эталонные талоны» предлагал начать регулировать продажи талонов, топливных карт и тд. Это могло обернуться потрясением для рынка, но этого не произошло. Я говорил о возможной «пираМММиде» на этом сегменте рынка. Эта проблема, на мой взгляд, актуальна и сейчас: никто не знает количество предоплаченных литров от юридических и физических лиц в адрес сетевых АЗС. Проще говоря: там может накопиться такая сумма, при которой владельцам АЗС проще свернуть удочки и уехать в сторону строителей LRT. Что защитит покупателей от сбоя или вмешательства в информационные системы АЗС, если их предоплата «обнулится»? Если АЗС обанкротится, если ее закроют по решению госорганов за нарушения? Нет такой защиты, и, наверное, не может быть. Может ли такое случиться? Думаю, да. Могут ли любители построения таких пирамид воспользоваться жадностью или незнанием людей? Да, могут. Появится какой-нибудь «Кредит Гарант Бензин» и перекидает людей, которым обещали бензин по 150 тенге при 100% оплате и «приводе» еще пятерых клиентов. Предложение тоже простое: государственные органы должны повторять – талоны, топливные карты, акции, розыгрыши не являются субъектом госрегулирования, никто не будет возмещать или возвращать Ваши потери, это Ваше решение и Ваш риск. Предоплата за топливо не является депозитом, который гарантирован государственным КФГД. Эдакое «ограничение ответственности».

4. Торговля долгами и фьючерсами При этом существует вариант «легализации» розничных торгов с позитивным эффектом как для граждан, так и для розничных сетей АЗС. Мой более чем 10-летний опыт работы в крупном казахстанском банке и холдинге на уровне рефлексов генерирует идеи как можно снижать себестоимость продукции при замещении кредитов другими средствами. Идея в следующем. Вся цепочка производства и реализации ГСМ закредитована. Причина проста – это большой в финансовом плане сектор. Розничный рынок продаж ГСМ в 2020 году превысил 1,1 трлн тенге, это без учета корпоративных сделок, госзакупок и тд. Неужели у участников рынка есть такая оборотка, представленная собственными средствами? Конечно, нет. Несколько лет, когда наша Национальная компания «КазМунайГаз» столкнулась с финансовыми затруднениями, результатом которых стало вхождение в капитал КМГ Национального Банка (да-да, НБ РК является владельцем около 10% КМГ), я предлагал привлечение средств казахстанских вкладчиков в долговые обязательства КМГ.

Логика простая: Нацкомпания размещает/выплачивает долги под 4-5% годовых в валюте, тогда как предельная ставка в долларах для физических лиц в Казахстане 0,9-1%. Безусловно, крупные вкладчики могут покупать долговые обязательства КМГ и других компаний через брокеров, но для широкого круга вкладчиков это недоступно и малопонятно. У нас есть великолепная площадка МФЦА. «КазМунайГаз» или другие компании в коллаборации с брокерами могли бы рефинансировать свои долги через выпуски облигаций с меньшей процентной ставкой. При этом необходимо снизить порог возможного участия до $1000 и создать условия для свободной перепродажи и выхода в кэш, если людям срочно потребуются деньги. Это я озвучивал уже давно. Что же по текущей ситуации? Как мы поняли, около 700-800 млрд тенге в год из 1,1 трлн тенге это примерная сумма кредитования розничных сетей банковским сектором. Нетрудно предположить, что при стандартной ставке кредитования в 13-14% годовых, сети АЗС платят в год навскидку 50-100 млрд тенге (оборотка для таких компаний как правило финансируется на 2-3 месяца, так как оборачиваемость этого товара достаточно высокая).

Допустим, средний автомобиль в месяц проезжает 1000 км при расходе 10л бензина на сотню, то есть расходует 100 литров в месяц или 1200 литров в год. У нас около 4 млн зарегистрированных авто, еще несколько сотен тысяч катается с иностранными номерами – их не будем брать в расчет. Предположим, что эти 4 млн покупают бензин в среднем по 170 тенге, получается 816 млрд тенге. Теперь вопрос: если эту годовую сумму в 816 млрд тенге автовладельцы внесут в качестве предоплаты за год – насколько снизится себестоимость и конечная цена на топливо? Полагаю, на 1-2% как минимум. Второй и четвертые пункт данного материала – это минус 4-6% от цен на ГСМ в стране.

5. Как торговать С марта этого года в Казахстане внедрены биржевые торги оптовыми партиями бензина, с прошлого года на площадке ETS.kz уже торгуется сжиженный газ, со временем вся линейка топлива будет торговаться на этой площадке. Но там сейчас принимают участие только оптовые покупатели и крупные игроки. Что если со временем на площадке будут торги и розничными партиями? Схема проста: биржа или сами продавцы/торговые сети могут показывать физическим лицам исторические покупки топлива, некоторую финансовую отчетность (она ведь аудируется) для подтверждения своих планов на «долгосрочные отношения». И выставлять «небольшие» лоты по 1 тыс литров с возможностью заправляться в своих сетях по всей стране, продавать неиспользованные остатки или со строгим исполнением «Take or pay, бери или плати». Это позволит снизить цены и экономить всем участникам рынка. Более того, для целей государственной статистики можно было бы использовать именно эти биржевые и прозрачные цены, которые, естественно, будут ниже текущих розничных показателей. Хотите экономить на топливе – государство разработало для Вас реальный инструмент торговли фьючерсами. Кумулятивный эффект от первого выхода 4-4,5 млн клиентов на биржевую площадку, маркет-плейсы банков и др. сейчас даже трудно представить. Но это был бы колоссальный рывок, который можно было бы повторить и в других странах.

6. Раздать бензин бесплатно Знаете, господин Президент совершенно верно отметил: «Не нужно идти на поводу у популистов». А они, к слову, постоянно скандируют: то бензин в нефтедобывающей стране должен быть бесплатным, то призывают Нацфонд раздать. Напомню, сейчас практически не осталось нефтедобывающих стран с дешевым топливом: по состоянию на 1 ноября согласно данным Global petrol prices в Азербайджане Аи-95 стоит 252 тенге, Саудовской Аравии – 266, России – 302, ОАЭ – 313, Узбекистане – 391. Кстати, по соотношению средней заработной платы к ценам на бензин, казахстанцы живут лучше, чем в России. Соответствующие расчеты я уже приводил, так что мнение о низких уровнях заработных плат в РК – неподтверждённый популизм и шапкозакидательство. Однако, красивая картинка, что в Казахстане Правительство раздает гражданам бензин задаром, все же возможна. И тоже довольно легко реализуемая. Если мы отпустим цены, которые должны регулироваться чисто рыночными механизмами, то посредством тех же топливных карт, ИИН, биржевых торгов, государство могло бы продавать часть топлива по сниженным ценам. Например, КМГ мог бы продавать по такой схеме топливо по условной цене (предположим) 100 тенге за литр, но не более 100 литров в год на одного автовладельца. Я могу подсчитать и озвучить точные цифры: в какой момент отпуск цен и частичная дотация для КМГ была бы выгоднее текущих продаж нефти на внутренний рынок. Либо такую нагрузку можно было бы разделить на всех недропользователей. Мы бы получили очень красивую картинку для различного рода программ «Орел и решка» и тд: Правительство Казахстана продает своим гражданам  бензин практически бесплатно, ведь они живут в нефтедобывающей стране, но чтобы население задумывалось о снижении потреблении топлива и мировой экологии, этот объем составляет 100 литров в год. А остальной объем граждане покупают по рыночным ценам на бирже. Полагаю, что вариант с определенным объемом дотируемого топлива, а свыше него – по рыночным ценам, в той или иной степени был бы интересным вариантом.

7. Каждый казахстанец получает больше 100 000 тенге в год от государства Здесь я перейду к завершению и хотел бы предложить некоторые простые и понятные населению тезисы, если будет принято решение о полном переходе на рыночные механизмы ценообразования.

А. Нефтяные компании в рамках контрактов с государством поставляют нефть на внутренний рынок по ценам ниже себестоимости. Сейчас они продают нефть по $20-25 за баррель, что в 3-4 раза ниже мировых цен и ниже фактической себестоимости добычи. Топливная субсидия составляет не менее $40 за баррель ежегодно. Наше внутреннее потребление нефти составляет около 16 млн тонн в год, таким образом: $40 за баррель х 7,3 (барреля в тонне) х 16 000 000 = $4,7 млрд в год! Казахстанцы в виде топливной субсидии экономят почти 5 млрд долларов ежегодно, если разделить эту сумму на количество граждан, то мы получим: 107 тыс тенге в год – экономия каждого из 19 миллионов казахстанцев! Если умножить эту цифру за 30 лет Независимости, то мы увидим, что каждый гражданин получил возможность сэкономить миллионы тенге благодаря стратегическому Видению нашего Лидера Нации и Президента страны. Эту цифру и расчеты через СМИ и социальные сети должен узнать каждый гражданин. Это существенный контраргумент различного рода псевдооппоционерам и критикам властей. Даже если гражданин не ездит на авто, эта сумма так или иначе «принадлежит» ему: через низкие цены на проезд общественного транспорта, перевозки товаров, авиа и ж/д переездом и так далее.

В. Бензин в Казахстане ежегодно дешевеет! В 2008 году цена на Аи-92 в РК составляла $0,68 за литр, с этого времени долларовый эквивалент ежегодно снижался и сейчас составляет $0,39, что соответствует уровню 2004 года. Мы можем смело сказать, что всё это время в Казахстане снижались, а не росли цены на бензин. Несмотря на кажущуюся «казахстанскую» нефть, у нее долларовая себестоимость: оборудование иностранное, материалы и реагенты – в валюте, даже тот объем локалиции производства товаров в РК все равно зависит от долларовых цен и мировых рынков. Разве будут дешеветь металлоизделия, если в мире их рост до рекордных уровней со времен 2008 года? Можно посмотреть отчеты КМГ и увидеть, что затраты на лифтинг барреля нефти составляют $11-18 вне зависимости от года или обменного курса. Лифтинг – это операционные расходы на устье скважины без учета налогов, амортизации основных средств/возврата инвестиций, транспортировки и тд. И так по всей отрасли. Несмотря на стабильную часть долларовой себестоимости все эти годы Правительство работало над снижением цен, хотя в тенговом эквиваленте это выглядело как рост. А литр чего сейчас стоит дешевле? Молоко в розницу свыше 300 тенге, газировка – свыше 250. Бензин более затратный и технологичный товар, однако газированные напитки продаются (и покупаются) дороже.

С. Мы кормим экономику других стран. Долгие годы низких цен на ГСМ привели к налаженным схемам вывоза нашего топлива в другие страны. В начале ноября в Узбекистане вновь выросли цены на бензин, рост с начала года превысил 30%. Аи-92 продают в розницу по 350-360 тенге и это не предел. Я неоднократно писал об этом: наш внутренний рынок сейчас – это дырявое ведро. Мы будем ежегодно сталкиваться с дефицитом из-за его теневого вывоза и потребления транзитным транспортом. Когда по периметру наших границ разница уже не в 50-70 тенге, а почти двукратная – мы просто финансируем экономику других стран. В этих условиях назрела необходимость рыночных механизмов ценообразования, при этом государство будет использовать налоговые «излишки» от сектора на дальнейшую диверсификацию экономики и проведение социально-ориентированной политики.

P.S. Предложений по отрасли много, под общим хештэгом Казнефть они будут продолжаться. Ну а в следующей части я бы хотел порассуждать, как можно включить в эту «игру» крупные иностранные нефтяные компании, которые никогда не поставляли нефть на внутренний рынок. Олжас Байдильдинов



Источник: inbusiness.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *