#Казнефть, часть 16. Казахстану нужна топливная/энергетическая девальвация – нас накроет дефицит бензина

В 2014-2015 гг. в СНГ прошел «Парад девальваций». Казахстан держал тенге до последнего, сдерживая курс валютными интервенциями в несколько десятков миллиардов долларов. Та же история повторяется сейчас и с топливом.

Знаете, что такое быть экспертом в какой-то отрасли?

Это предлагать и озвучивать непопулярные для населения или бизнеса темы, но необходимые с точки зрения сохранения стабильного развития экономики. Выслушивая при этом, мягко говоря, критику в соцсетях (улыбаюсь).

То, что происходит сейчас на рынке ГСМ, я прогнозировал в 2019 году: «#Казнефть, часть 2: Бермудский бензиновый треугольник – почему цены будут расти», и в марте 2020: «#Казнефть, часть 4: Мы на седьмом месте в мире по самому дешевому бензину. Его продают в убыток?». Недавний материал «#Казнефть, часть 15. Каждый казахстанец получает больше 100 тыс. тенге в год в виде топливных субсидий!», как оказалось, открыл многим глаза на тот ежегодный объем топливных субсидий гражданам и бизнесу со стороны нефтяных компаний и государства в целом. Но это лишь часть айсберга под названием «Социальное государство». В том материале я представил примерный объем топливных субсидий, оценив его примерно в $4,5 млрд в год. При этом ранее международными структурами называлась и другая цифра – $9 млрд в год – общая сумма энергетических субсидий. Если разделить эту сумму на 19 млн человек, то мы получим, что каждый гражданин Казахстана платил бы в год на 208 тыс тенге больше за комуслуги, ГСМ, за продовольствие и другие товары, если бы в Казахстане были рыночные цены на энергетику (в широком смысле этого слова).

1. Поворот не туда

Конечно, с точки зрения потребителей, это прекрасная ситуация: Казахстан стабильно в топ-10 по самому дешевому бензину, в топ-15/20 по самой дешевой электро- и теплоэнергии, но в этом году мы все увидели, к чему это привело. В 2014-2015 гг. в странах СНГ началась волна девальваций национальных валют. Официальные лица РК приводили данные, что с июня 2014 года по август 2015 года Нацбанк РК провел валютные интервенции на более чем $30 млрд, а активы Нацфонда за год снизились почти на $8,5 млрд. С точки зрения граждан это было классно: многие купили авто в России по дешевым ценам (относительно стабильного тенге), примерно год мы держались бодрячком относительно стран СНГ в плане цен, но позже ко всем пришло осознание: бесконечно сжигать резервы для поддержания курса – это поворот не туда. Через какое-то время мы бы остались без накопленных резервов.

2. Нацвалюта и топливо

Ровно такая же ситуация повторяется и по топливу, хотя его, безусловно, труднее вывезти, нежели доллары или евро: По дизельному топливу: транзитный транспорт вымывал наше ДТ, теневые схемы экспорта – были и есть, внутренний рынок столкнулся с дефицитом. На 15 ноября согласно данным GlobalPetrolPrices цены на ДТ выглядят следующим образом: Азербайджан – 203, Казахстан – 246 (микс цен на летнее и зимнее топливо), Кыргызстан – 274, Россия – 299, Беларусь – 368, Узбекистан – 378, Грузия – 421, Китай – 487, Украина – 499 (для информации: Саудовская Аравия – 270, ОАЭ – 330, США – 415) Авиатопливо: цены на внутреннем рынке были ниже мировых и российских в среднем на $120-150 за тонну.

Это привело к тому, что аэропорты начали больше заправлять иностранный авиатранспорт (по мировым ценам) и сокращать поставки внутренним рейсам. Ситуация аналогична ДТ. Электроэнергия: в определенный период Казахстан стал второй страной в мире по майнингу из-за низких тарифов на электроэнергию. Вкупе с ростом внутреннего потребления это привело к дефициту э/э в некоторых регионах.

По электроэнергии (цены для населения) мы в 2 раза ниже стран СНГ: Казахстан – 18, Грузия – 27, Украина – 27, Россия – 27, Беларусь – 37, Китай – 37. При этом нужно понимать, что в РФ есть большое количество гидро- и атомных станций с относительно недорогой себестоимостью.

Сжиженный газ: всё то же самое. Низкие цены привели к повышенному спросу и стремительной «газификации» автотранспорта. При этом цены, по которым нефтегазодобывающие компании «сдают» газ на внутренний рынок – ниже себестоимости.

По каким-то причинам за все эти годы ни профильное министерство, ни Правительство так и не отправило месседж населению: у нас дефицит сжиженного газа – не переводите автотранспорт на газ.

По сжиженному газу мы снова «как сыр в масле»: Казахстан – 110-120 тенге, Азербайджан – 165, Кыргызстан – 193, Россия – 195, Беларусь – 214, Грузия – 246, Украина – 307. В РФ, подчеркну, сжиженный газ стоит дороже нашего бензина!

Сдерживание цен на топливо приводит к вывозу за границу, бессмысленному сжиганию резервов и последующему дефициту. Наши мощности НПЗ ограничены, а нефтяные компании уже который год поставляют нефть на внутренний рынок по ценам $20-25 за баррель, что ниже среднеотраслевой себестоимости в $40 за баррель.

3. Нас накроет дефицит бензина

Что сейчас происходит по бензину в рамках СНГ и соседних государств? Ценовая картина выглядит следующим образом: РК – 198 тенге за Аи-95, Азербайджан – 256, Россия – 301, Кыргызстан – 318, Белоруссия – 368, Узбекистан – 407, Грузия – 441, Украина – 519, Китай – 549 (для информации: Саудовская Аравия – 268, ОАЭ – 316, США – 428).

С точки зрения макроанализа Казахстан сейчас спокойный и дешевый остров на фоне гигантских цен соседних стран, но рано или поздно и мы придем к таким же уровням. С точки зрения микроанализа я расскажу Вам текущую ситуацию. Нет, не про теневой вывоз бензина, про другое.

Тут недавно министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин побывал в Спеццоне, где продают права. Навел шороху, так сказать. Но это борьба с последствиями, а не с причиной.

Почему люди платят? Сложно сдать тесты и вождение, а также не хотят терять время. Если Вы не знали, то очередь на сдачу вождения в городах РК растягивается на месяцы вперед! Элементарно не хватает машин для вождения. Представили?

В Спеццон в день (предположим) приходят 50-70 человек для сдачи экзамена, 1 машина (ну может где-то несколько), из всех желающих остается как минимум 30-40 в день, не успевших пройти экзамен. Такой снежный ком копится уже долгое время. Официальная статистика говорит нам о 4 млн зарегистрированных авто, также называются различные цифры иностранных авто в РК – около 300-400 тыс.

Я Вам скажу информацию «с земли» – когда все желающие получат права и начнут покупать автомобили – мы увидим скачок спроса на бензин, который обернётся дефицитом.

По различным данным, в Казахстане в год выдают около 400-500 тыс водительских прав. В этом и следующем году, наверное, можно ожидать более высокие цифры. При этом рост автопарка сейчас сдерживается дефицитом новых автомобилей – их попросту нет в автосалонах и на них даже не принимают предзаказ. Это спасло наш рынок бензина.

Мы производим около 5,8 млрд литров (4,5 млн тонн) бензина в год. Если разделить это на 4,4 млн автомобилей, то получим, что в среднем 1 авто в месяц потребляет 109 литров. Это примерно соответствует фактическим показателям. Что будет, когда автопарк прирастет еще на 500 тыс авто, а теневой вывоз увеличится? Это означает еще около 12-15% роста к текущему потреблению бензина. А если +миллион авто в ближайшие годы? Тогда +25-30%.

4. Масло и маргарин: непрогнозируемая ситуация

Я читаю много информации в соцсетях, СМИ, спорю и обсуждаю ситуацию на разных площадках. Что я слышу: «Газ подорожал, выгоднее пользоваться бензином». К чему это приведет? Правильно, к росту потребления бензина. При этом и на 92-ой и на 95-ый продолжается сдерживание цен, то есть мы можем увидеть скачок потребления на бензин в условиях роста цен на сжиженный газ.

Сжиженный газ и бензин – это как масло и маргарин, взаимозаменяемые товары, но при росте цен на один из них и относительно неподвижных на другой – возникнет дисбаланс. Что я могу сказать на своем собственном примере? Сейчас я отапливаю дом (300 кв м) сжиженным газом. В холодные зимние месяцы котел расходует около 1 000 литров, то есть около 90-95 тыс тенге в ценах прошлого года или 120 тыс тенге в ценах текущего года.

Когда цены на газ или уголь подрастут еще сильнее, а цены на электричество останутся прежними – люди переключатся на электричество! А это означает новый виток роста потребления и возможного дефицита электроэнергии.

Если не ошибаюсь, именно к такому выводу пришел сосед, который отапливал мазутом: дешевле поставить электрический котел. Какой вывод из этих простых наблюдений «с земли»? Невозможно отпускать в рыночную среду одни энергоносители без других, иначе мы будем видеть постоянные перетоки и скачки потребления, а для прогнозирования ситуации необходимые четкие и осязаемые показатели.

5. О чем я говорил два года назад

Давайте в виде цитаты приведу отрывок из своего материала 2019 года, а после перейду к заключительному предложению: «… Логически красивым выглядел бы немного другой сценарий (ведь ситуация с перетоками ГСМ в другие страны известна и тянется уже много лет), например, на каком-то расширенном правительственном совещании:

Министр энергетики: – В Казахстане низкие цены на ГСМ, это приводит к перетокам и разным схемам серого экспорта в соседние страны. Мы субсидируем их экономику. Министерство предлагает постепенное повышение акцизов, средства пойдут в бюджет, нефтяные компании или сети АЗС от этого не выиграют. Это необходимо для избежания дефицита.

Министр национальной экономики: – Это может привести к росту цен на товары и услуги наших предпринимателей, реальный уровень доходов населения снизится.

Президент: – Повышение акциза одобряю, поручаю разработать меры поддержки социально незащищенных слоев населения и, самое главное, малого бизнеса, чтобы повышение не повлияло на рост цен.

Чуть позже появился бы документ с указанием объемов помощи, сумм и стало бы понятно, что малый бизнес действительно за счет налоговых льгот получает гораздо больше, чем прирост стоимости бензина. Но, как говорится, запоминается последнее. Поэтому, несмотря на меры государственной поддержки, малый бизнес повысит цены на товары и услуги из-за роста цен на ГСМ.

В целом от Правительства, на мой взгляд, в последние годы не поступало сигналов о планах и необходимости повышения цен на ГСМ, из-за чего для населения это стало неприятной неожиданностью («нормально же общались», а тут вы цены поднимаете).

Хотя еще 9 января 2013 года Елбасы говорил о том, что казахстанцам нужно покупать небольшие и экологичные автомобили, экономить топливо, а в сентябре 2015 года Лидер нации говорил о том, что Казахстан находится в общем экономическом пространстве и нужно выравнивать наш внутренний рынок».

Резюме

Ну как Вам (улыбаюсь)? Два года назад я прогнозировал всю эту ситуацию и даже предлагал выводы и возможные меры. Точь-в-точь с ситуацией 2021 года. И если есть определенный уровень доверия к моим прогнозам, то я предлагаю и прогнозирую топливную девальвацию:

А. Рост потребления энергоресурсов продолжается.

Ступенчато отпуская цены на отдельные виды энергоресурсов в рыночную среду (например, в следующем году 100% объемов сжиженного газа будет торговаться на биржевых площадках), мы не понимаем, к каким дисбалансам в структуре потребления это приведет в будущем.

В. Экологические инициативы и углеродный налог западных стран в будущем приведут к росту стоимости электро- и теплоэнергии, при этом часть потребителей может увеличить потребление этого ресурса (отопление домов, электромобили).

С. Теневой вывоз ГСМ из РК продолжается и будет продолжаться.

В условиях наших обширных границ и когда литр топлива в соседних странах стоит уже на 100 тенге дороже, борьба с вывозом будет напоминать борьбу с ветряными мельницами.

D. В условиях постоянного роста цен на энергоносители в соседних странах, мы не сможем сдерживать цены долгое время, субсидируя при этом перевозки производителей из других стран. В 2014-2015 гг. мы сжигали валюту, а в 2019-2021 гг. сжигаем топливо.

Е. Плавный рост доллара США, создает девальвационные ожидания, которые только усугубляют ситуацию. В случае с плавным ростом цен на энергетические ресурсы мы не сможем понять – каков предел потребления и сколько нам нужно производить ГСМ, электроэнергии и тд.

Одномоментное выравнивание цен в рамках рыночного ценообразования позволит потребителям сформировать картину для принятия будущих решений, а Правительству – увидеть, снизится ли потребление энергоресурсов, когда мы все начнем экономить. Ситуация требует смелых решений, о чем справедливо говорил Касым-Жомарт Кемелевич «нужно с предельной откровенностью заявить нашим гражданам, что это необходимая мера с учетом международного рынка».

На мой взгляд, это должны быть простые и понятные тезисы:

Бензин и дизельное топливо – вырастут на 50-60 тенге за счет акциза и рыночного формирования цен на нефть на внутреннем рынке.

Тарифы на электро- и теплоэнергию – вырастут в 2 раза, потому что у нас растет потребление, а мощности устарели. После модернизации и строительства АЭС у нас будет профицит электроэнергии для дальнейшего роста экономики.

Сжиженный газ – будет расти и стоить на 20-30% ниже бензина. У нас ограничены мощности по производству, а сырья для производства уже не хватает – не нужно переводить авто на газ.

Несмотря на то, что нефть, газ, уголь, уран находятся на территории РК, себестоимость их добычи и переработки имеют зависимость от валютной составляющей. Цены будут меняться в зависимости от обменного курса.

P.S. В 2020 году в Казахстане произошел рекорд рождаемости – на свет появилось больше 420 тыс малышей. Чуть позже мы выйдем на стабильные показатели свыше 500 тыс новых маленьких граждан в год.

По прогнозу ООН к 2040 году в РК будет проживать 25 млн человек. Это +32% относительно текущих 19 млн. Сможем ли мы обеспечить топливом и энергией население в ближайшие 10-15 лет без инвестиций? Нет. Придут ли инвестиции без рыночных цен и тарифов? Нет. Нужно просто и доступно объяснить гражданам: всё это время государство по сути дотировало внутренний рынок, но мы – часть глобальной экономики и мировых процессов.


Источник: inbusiness.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *