Мифы и легенды казахстанского рынка ГСМ. Почему из года в год возникают одни и те же вопросы.
Ровно год назад – 20 марта 2020 года – на нашем портале был опубликован мой материал под названием «#Казнефть, часть 4: Мы на седьмом месте в мире по самому дешевому бензину. Его продают в убыток?». То есть текущий рост цен я спрогнозировал еще год назад.
Материал по росту цен в 2021 году я хотел опубликовать в феврале, но там «закрутилось-завертелось», а если быть точнее, планировался брифинг руководства минэнерго на площадке службы центральных коммуникаций при президенте РК, на котором я в качестве эксперта представил свое видение и постарался ответить на вопросы.
Могу сказать, что в Казахстане нет дефицита бензина, но есть дефицит публичных экспертов, которые могут грамотно объяснить ситуацию и предоставить свои прогнозы, поэтому все это время старался максимально ясно и четко прокомментировать практически всем значимым казахстанским СМИ причины повышения цен. А это позволило мне консолидировать вопросы от представителей средств массовой информации, выявив некоторые слабые стороны нашей информповестки.
Прежде чем начнем, еще одна ремарка. Меня всегда удивляют люди, которые что-то делают, не разбираясь в вопросе. К сожалению, таких представителей СМИ оказалось немало. На вопрос: «Прокомментируйте, пожалуйста, повышение цен» – я уточнял: «А Вы читали мои аналитические материалы? Смотрели отраслевую передачу «Байдильдинов. Нефть» на Atameken Business?». Половина из «опрошенных», которые, собственно, опрашивали меня, не читали и не смотрели. Напомню, что программа выходит еженедельно с 2016 года, а материалы по нефтегазу и энергетике я публикую с 2009 года.
То есть «ребята» хотят представлять обществу информацию, сюжеты, но даже не трудятся что-то прочитать, изучить, вникнуть. Печальненько. Хотя мои материалы и комментарии за эти 12 лет были в том числе и на их информационных и ТВ-ресурсах. Два или три человека, в ответ на мое СМС и ссылку вышеуказанного материала даже сказали так: «Так это же старый материал, а нам нужен свежий комментарий». Если бы здесь можно было ставить смайлы, я бы дописал в том предложении пару смеющеся-плачущих эмоджи.
Иными словами, в казахстанской журналистике не все понимают принципиальные отличия между «диванными» экспертами и реальной аналитикой. Мне, например, неинтересно комментировать, что будет завтра, более интересно заглянуть как минимум на несколько лет вперед. Именно это и было сделано в марте 2020 года. И тот материал оказался верным с точки зрения прогнозов и анализа факторов. Кстати, один из недавних материалов по «31 каналу» с моим комментарием получился классическим с точки зрения «ожидание-реальность». Очень разочаровал их подход. Пожалуйста, поговорите со своим персоналом.
К слову, в 2017 году я прогнозировал рост цен и дефицит природного газа в Казахстане на горизонте 2024-2025 гг. Сейчас эту тему начали поднимать в СМИ. В следующем месяце я посвящу несколько аналитических материалов газовой отрасли, тем более это будет интересно в свете выделения АО «КазТрансГаз» в самостоятельную структуру. Вот что такое аналитика – это постараться спрогнозировать развитие ситуации, компании, отрасли в средне- и долгосрочной перспективе. Сегодня хотелось бы разобрать популярные мифы и устоявшиеся «лозунги» относительно казахстанского бензина. Что ж, начнем.
Миф 1: у нас дорогой бензин
«У нас и так дорогой бензин», «Куда ему дальше расти, он и так заоблачно стоит» – обычно такая первая реакция на рост цен. На самом деле нет. Бензин у нас дешевый. Давайте рассмотрим цены на 95-й бензин в мире, это официальные данные с глобального ресурса, который формирует цены по всем видам энергоносителей. Они обновляются с некоторым запозданием, но в целом на тенденцию эти даты особо не влияют. Это цены в переводе на тенге по текущим валютным курсам стран.
Кстати, знаете, почему приведены цифры за 95-й, а не 92-й? Так мир уже отходит от 92-го. Обратите внимание, практически все новые автомобили рекомендуется заправлять 95-м. В глобальном масштабе автопроизводители подталкивают нас к более дорогому виду топлива, а новые экологичные двигатели, как бы это ни звучало, потребляют больше, но выбросов у них меньше.
Мы находимся на 8-м месте в мире по самому дешевому бензину. Год назад были на 7-м, и уже тогда он фактически поставлялся на внутренний рынок ниже себестоимости.
Давайте пробежимся по выборке. Венесуэла и Иран действительно имеют низкие цены. За счет чего? Они добывают примерно в 2 раза больше нефти, чем Казахстан (в Венесуэле, правда, из-за кризиса сейчас меньше, да и Иран добывал раньше примерно в 3 раза больше). Страны находятся в политической и экономической блокаде: санкции, международные суды, политическая нестабильность. Именно из-за этого удержание цен для них является своего рода лакмусовой бумажкой, главным аргументом для избирателей и населения в целом. Не спешите собирать чемоданы в Венесуэлу или Иран – все остальное там дороже. Иными словами, покупательская способность в РК выше.
Страны ОПЕК традиционно имели низкие цены на бензин – Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Конго, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Нигерия, Саудовская Аравия, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Нигерия. Но это в прошлом. Они давно начали курс на выравнивание с мировыми. В любимых нами Эмиратах литр 95-го сейчас стоит 230 тенге, с начала года рост составил около 20 тенге за литр.
По всему периметру Казахстана цены выше. У всех стран ЕАЭС и СНГ существенно выше. В Кыргызстане цены почти как в Эмиратах, в нефтедобывающих Азербайджане и России цены больше в среднем на 80-100 тенге за литр, на Украине это фантастические 423 тенге! Можно сыронизировать знаменитой фразой «Вы что, хотите как в Европе?», действительно, желание жить как в Европе означает и такой же уровень цен.
Самые дорогие цены в мире в нефтедобывающей Норвегии – 848 тенге, некогда нефтегазодобывающих Нидерландах – 858 (привет, «Голландская болезнь») и богатом Гонконге – 1019 тенге.
При этом первая десятка и даже пятнашка стран по самому дешевому бензину не может сравниться с Казахстаном по показателю ВВП по ППС (валовой внутренний продукт по паритету покупательской способности). То есть жить в Казахстане при текущих ценах на продукты, предметы потребления, жилье и др. дешевле.
Мы разобрались с первым мифом? Думаю, да. У нас дешевый бензин. Просто об этом мало говорят, и этот факт долгое время находится в тени разных заводов по производству вертолетов, самолетов и планшетов. Перекосы в информповестке привели к тому, что граждане Казахстана не знают, какое счастье «обрушилось на наши головы» в виде дешевых цен.
Где бы вы ни были за границей – посмотрите, какие цены на ГСМ у них. В любимой нами Турции бензин стоит 402 тенге за литр. Мы действительно «живем в самой прекрасной стране, и все остальные страны нам завидуют».
Миф 2: бодяга, а не бензин
Тоже ведь распространенная фраза. «Да фигня этот бензин, вот в России – это да». «Машина на нем не едет, расход большой» и так далее.
Смотрите, у нас 3 крупных нефтеперерабатывающих завода – в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. Все они прошли модернизацию и производят бензин и дизельное топливо европейских стандартов Евро-4 и Евро-5. Кроме того, мы полностью обеспечиваем себя своим, казахстанским ГСМ и даже экспортируем излишки. В начале 2010-х ситуация была иной. Мы зависели от поставок/импорта высокооктанового бензина из Российской Федерации и периодически боролись с импортом топлива.
Наверное, информповестка и ключевые мессенджи после модернизации должны были звучать так: «Казахстан обеспечил себя нефтепродуктами», «Модернизация НПЗ – серьезный шаг к энергобезопасности страны», «Каждый литр бензина – на пользу экономики», «Европейское качество по казахстанским ценам». Кстати, важно, чтобы не наоборот. А то у нас на некоторые товары и услуги почему-то европейские цены при казахстанском качестве.
Модернизация заводов была сложным процессом. Вы знаете, что, например, оборудование на ПНХЗ было настолько негабаритным, что его завозили всеми видами транспорта, в том числе и морским? Ценник за 3 завода тоже немалый – около $6-6,5 млрд, при этом заводы начали производить и базовое нефтехимическое сырье. Только вот об этом особо никто не знает, и миф о плохом качестве бензина до сих пор сидит в головах казахстанцев.
Нормально все у нас с качеством бензина. На проверенных крупных заправках. На небольших, конечно, бывает не все так однозначно. Однако когда в последний раз ваш автомобиль выдавал ДжекиЧан (check engine) из-за плохого качества топлива? Я уже и не припомню, хотя раньше это было постоянной «процедурой» даже на неприхотливых иностранных авто.
За все АЗС/АГЗС, конечно, говорить нельзя, их больше 4000 в Казахстане, но у основных игроков уже давно топливо хорошего и стабильного качества.
Со вторым мифом тоже вроде разобрались. Итого: цены дешевые, качество нормальное. Было бы и еще лучше, но тогда и стоить должно других денег.
Миф 3: бензин дешевле, но зарплаты ниже
«В Европе бензин дороже, так там и зарплаты ого-го», «Пусть сначала зарплаты поднимут, а потом бензин хоть в 2 раза». Ну и тому подобное.
Все мы такое слышали, а может, даже и говорили сами. Давайте разбираться. Мы ведь говорим о серьезной аналитике, которая должна простым языком цифр доказывать или опровергать расхожие фразы.
Для этого мы возьмем все те же страны, которые определили в самом начале в качестве самых комфортных по ценам на бензин, и, наоборот, по самым дорогим. Добавим столбец средней заработной платы, они будут приведены «брутто», то есть до вычета всех налогов, платежей, пенсионки и так далее, возьмем среднегодовые официальные курсы к доллару и разделим их на стоимость бензина. Получим весьма простой и наглядный показатель: сколько литров можно купить на среднюю заработную плату.
Получаем такую вот картину. Была пятнашка стран с самыми дешевыми ценами на бензин. Если мы возьмем их средние заработные платы, переведенные в литры, то мы уже не на 8-м, а на объективном 6-м месте.
Если исключить Венесуэлу и Иран (причины мы уже рассмотрели), то будем на 4-м. «Круче» нас будут только Кувейт, Катар и Саудовская Аравия. Эмираты тоже можно добавить, хотя они по ценам на 20-м месте. Почему такая картина? Богатейшие нефтедобывающие страны, населения мало, проживают компактно. При этом продукты и потребительские цены гораздо выше наших. Я, например, в Эмиратах чувствую себя очень некомфортно из-за уровня цен.
Безусловно, развитые западные страны выше нас по этому показателю, но опять-таки уровень цен на потребительские товары у нас комфортнее, да и налогообложение заработных плат там намного выше. В США, например, налоги в зависимости от штатов могут достигать 35-40% от заработной платы.
Однако разрыв между Казахстаном и развитыми странами все же не такой большой, как кажется. И снова по всему периметру наших границ – самая комфортная ситуация складывается в РК.
В 2014 году наш лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в послании народу представил план по вхождению в 30 самых развитых государств. Если посмотреть на мировые цифры, то энергетическая отрасль с этой задачей справилась: и по абсолютным, и по сравнительным показателям мы в топ-10-15 стран по самым комфортным ценам на бензин, газ и электроэнергию. Просто за шквалом критики в соцсетях и телеграм-каналах мы этого не замечаем.
Миф 4: мы нефтедобывающая страна, у нас должен быть дешевый бензин
«Мы качаем нефть, а бензин стоит космос», «Нефти валом, а цены снизить не могут». Ну и все такое в этом духе.
Давайте поясню. Поскольку реальный анализ могут представить только эксперты этой отрасли, одного «дивана» для комментариев тут будет недостаточно.
Начнем с крупных цифр. В Казахстане добывают около 85 млн тонн сырой нефти и газоконденсата в год. Плюс-минус мы возле этой цифры. Переработка нефти на наших НПЗ по итогам 2020 года составила почти 16 млн тонн, остальной объем – это экспорт.
Когда мы говорим о «нашей нефти», важно разделять несколько основных нюансов. Во-первых, у нас мало «нашей нефти», и она в основном «не наша», а добывается инвесторами, которые вложили десятки миллиардов долларов в проекты на территории РК.
Из 85 млн тонн в год непосредственно нам принадлежит 26%. Это доля национальной компании «КазМунайГаз» в общестрановой добыче. Много это или мало? Есть подробный анализ в моем материале 2019 года «#Казнефть. Часть 3: Петролеус Де КазМунайГазос».
Нацкомпании, безусловно, нужно наращивать добычу. К примеру, в странах Персидского залива нацкомпании контролируют 85-90% страновой добычи – оттого и такие богатые. На 2021 год КМГ прогнозирует уровень добычи в районе 21-22 млн тонн.
Основная доля добычи нефти в РК приходится на 3 крупных проекта: Тенгиз – 26 млн тонн, Кашаган – 15 млн тонн, Карачаганак – 12 млн тонн. То есть 62% добычи нефти в РК приходится на эти проекты. Они разрабатываются иностранными консорциумами, и в них в том числе есть доля КМГ. Крупные иностранные консорциумы не будут поставлять нефть на внутренний рынок по ценам ниже рыночных. Они – инвесторы, они вложили огромные суммы в свои проекты. К примеру, проект будущего расширения и проект управления устьевым давлением (ПБР и ПУУД) на Тенгизе выведет уровень добычи на показатель 36 млн тонн (около 900 тыс. баррелей в сутки), а объем инвестиций составляет $45 млрд. Крупнейший инвестпроект не только Казахстана, но и на всем постсоветском пространстве.
Есть также добыча других частных компаний, и они поставляют нефть на внутренний рынок в рамках контрактных обязательств. То есть слова о том, что «у нас много нефти» несколько искажены. Своей нефти у нас мало, и она дорогая, так как основные месторождения группы «КазМунайГаз» уже относятся к категории brown-field, то есть добыча нефти там стабильно снижается из-за истощения запасов. Зачем КМГ такие месторождения? Так нет у нас других. Более того, многие проекты убыточны из-за высокой себестоимости, но национальная компания продолжает их разрабатывать для поддержания занятости и социальной стабильности.
Наверное, эти выводы для неподготовленного читателя выглядят несколько шокирующими, и труднопонимаемыми. Давайте объясню на примере молока.
Казахстан «добывает» молоко. Мы вообще молокодобывающая страна, как бы забавно это ни звучало. Около 5 млн тонн в год «сырого» молока производят наши фермеры и личные подсобные хозяйства. К слову, этого не хватает для покрытия внутренних потребностей, и часть мы по-прежнему импортируем.
1 литр молока сейчас стоит около 300 тенге, 1 кг сливочного масла около 2,7 тыс тенге. Это официальные данные. За 2020 год молоко подорожало на 9%, масло – на 13%. Наверное, вы зададитесь вопросом: «Олжас, причем тут молоко и бензин?» Ну, с точки зрения расчета себестоимости весьма схожая ситуация. Попробуйте заставить фермеров и торговые сети (аналог АЗС) продавать молоко не по 300, а по 160 за литр. Сможете? Нет. Это ниже их себестоимости.
Есть племенной скот, его нужно кормить и покупать корма, нужно оборудование для производства, транспортировки, переработки молока. Каждое звено вносит свою часть в долю себестоимости.
Вы думаете, добывать нефть и производить бензин проще? Вовсе нет. Нефть у нас залегает на глубине в среднем 3-5 км под землей, ее нужно добыть, нужно построить дорогую инфраструктуру, нужно очистить ее, так как там много примесей; подогревать, если содержит много парафина; доставить до ППН и ППН (пункты подготовки и приема нефти), построить инфраструктуру до магистральных нефтепроводов, доставлять на НПЗ; перерабатывать на НПЗ – а это дорогой и сложный процесс, уж точно сложнее производства молока; затем доставить нефтепродукты на АЗС за 1-2 тыс. км, продавать через АЗС. Все это требует затрат, а еще есть заработные платы, налоги, акцизы и сборы.
Возможно, вы удивитесь, но наш бензин ниже его фактической себестоимости. Смотрите, текущая мировая цена на нефть составляет около $60-65 за баррель. Казахстанские недропользователи продают нефть на внутренний рынок по цене около 90-100 тыс. тенге за тонну, а то и ниже. В 1 тонне 7,3 барреля. Берем 100 тыс. тенге, делим на 7,3, делим на курс доллара (пусть 425) и получаем $30-32 за баррель. То есть как минимум в 2 раза ниже мировой цены!
При этом себестоимость добычи нефти на старых месторождениях у нас выше $40 за баррель. Это на устье скважины, то есть еще эту нефть нужно очистить и доставить до НПЗ. Понимаете, в чем «фишка»?
Да, мы нефтедобывающая страна. Но у нефти, как и у любого товара, есть себестоимость. Мы ведь не сможем заставить производителей «белого золота» поставлять молоко на внутренний рынок ниже себестоимости? Но вот по нефти такая ситуация продолжается уже давно.
Я даже пойду дальше и приведу такой расчет. Цена на казахстанскую нефть на мировых рынках несколько ниже фьючерсных котировок эталонного сорта Brent, возьмем условную цену в $64 за баррель (когда в мире цены выше 67). В 1 барреле 159 литров нефти, тогда, значит, $64/159*425 равно 171 тенге. Один литр сырой нефти стоит 171 тенге, а бензин у нас, как готовый продукт, стоит 160! Где еще в экономике есть такая ситуация, когда готовый продукт переработки продается дешевле сырья? А вот в нефтянке есть. У нас социально ориентированное государство, и оно в целом оказывает хорошую поддержку населению, МСБ, промышленным предприятиям в виде низких цен на топливо.
Но смотрите, литр молока стоит 300, а продукт переработки в виде сливочного масла – несколько тысяч. Разве может быть ситуация, что масло будет стоить дешевле молока? Конечно, нет. Да, мы добываем молоко и нефть, но это не значит, что кто-то будет продавать их ниже себестоимости. Такие вот «молочные реки, горюче-смазочные берега».
Миф 5: в цепочке поставщиков мутят схемы
В целом это было, но уже совсем давно. Государственные органы предпринимали много усилий и для либерализации рынка, и регулируют монопольные сговоры. Скажу, что с марта этого года нефтепродукты будут торговаться на казахстанских биржах, точнее, на ЭТП (электронная торговая площадка). Любой желающий при соответствии квалификационным требованиям может принять участие в торгах, покупать и продавать нефтепродукты.
Это означает, что приходят рыночные, прозрачные, открытые механизмы формирования цен. Поставщики, трейдеры, оптовые нефтебазы, сети АЗС и др. смогут напрямую заключать сделки. Да и многочисленные проверки Генеральной прокуратуры свидетельствуют об отсутствии сговора на рынке. Все дело в себестоимости.
К слову, маржа сетей АЗС раньше составляла 3-5 тенге за литр бензина и дизельного топлива. Сейчас она составляет 1-2 тенге. Не так уж и много с учетом расходов, необходимости поддерживания оборудования в исправном состоянии и строительства АЗС.
Миф 6: подорожает бензин – подорожает все
Ну, это точно все знают и произносят как мантру. Давайте разберем и этот довод. Бензин подорожал примерно на 5-7 тенге, до уровня 160-162 тенге за литр 92-го. Берем калькулятор и получаем рост на 3-4%. Напомню, что цены долгое время находились примерно на этих же уровнях, хотя годовая официальная инфляция была в коридоре 5-7% в год. Бензин не дорожал. Всем бы такой стойкости и целеустремленности.
Средний легковой автомобиль потребляет около 10 литров на 100 км. Предположим, что в месяц этот средний автомобиль проезжает 1000 км. Желательно, чтобы он все эти 1000 км еще и никого не подрезал, но это, наверное, из области научной фантастики.
Таким образом, средний казахстанский автовладелец расходует 100 литров бензина в месяц. Подорожание ГСМ на 5-7 тенге означает рост его расходов в месяц на 500-700 тенге, или 6-8 тыс тенге в год. Ну, что-то нет ничего апокалиптичного в этой цифре. Мы сейчас за мобильный Интернет в месяц примерно столько же платим.
Тут, конечно, можно возразить: топливо – это основа себестоимости любого товара и услуги. Бесспорно. Но вклад в инфляцию у топлива небольшой. Примерно 0,2-0,3% в годовом исчислении. Так что это тоже некритично.
Просто бензин – это такой товар, цены на который мы видим ежедневно, и эти цифры, конечно, немного «зомбируют».
Что ж, мы рассмотрели основные мифы и разобрали их «по полочкам». Почему же растут цены и что делать для их снижения? Объясню в следующих материалах.
P.S. Есть «французский» банкир-беглец, который постоянно обещает казахстанцам европейский уровень жизни. Но он почему-то не говорит, что во Франции литр бензина стоит 747 тенге. Тот самый случай, когда казахский баурсак «вкуснее» французской булки.
Источник: inbusiness.kz
Оставить комментарий