#Казнефть, часть 9. Авиакеросин: полет нормальный?

Выправят ли биржевые торги периодически возникающую турбулентность на рынке авиатоплива? Не взлетит ли цена на «воздушное» топливо?

22 сентября стартовали первые в отечественной истории биржевые торги топливом для реактивных двигателей. В предыдущем аналитическом материале «#Казнефть, часть 8: Спасут ли биржи рынок нефтепродуктов?» мы начали рассматривать вопросы, связанные с началом биржевых торгов бензином. Давайте проанализируем результаты торгов авиакеросином, тем более что предыстория у этого вида нефтепродуктов занимательная и специфичная.

1. Где смотреть?

Мы привыкли смотреть на фондовые индексы и котировки нефти, которые ежедневно выплескиваются на нас средствами массовой информации. Сейчас, наверное, каждый примерно знает, почем продают фьючерсы на нефть, как изменилась цена на биткоин и на сколько процентов вырос/упал индекс S&P500. Но привычка просматривать казахстанские биржевые индикаторы у нас еще не сформировалась.

Я, к примеру, стараюсь раз в неделю «заглядывать» на сайт ets.kz  и изучать результаты торгов по разным товарам. Причем это можно «смотреть онлайн без регистрации и СМС».

#Казнефть, часть 9. Авиакеросин: полет нормальный?

Чтобы просмотреть результаты по авиакеросину, находим соответствующую вкладку и «гоу». Также выжимку основных показателей по ГСМ публикует телеграм-канал агентства по защите и развитию конкуренции РК. К слову, при АЗРК в рамках поручения главы государства о построении модели «слышащего государства» действуют советы по выявлению и устранению барьеров, в который недавно пригласили и меня.

2. Первые торги не вышли комом

Согласно решениям министерства энергетики планируется реализация через товарные биржи, аккредитованные биржевым комитетом АЗРК, топлива для реактивных двигателей, начиная с 5% от общего объема плана поставок на внутренний рынок в сентябре и доведение его до 10% в течение октября.

В данном периоде запланировано 7 торговых дней: 2 – в сентябре и 5 – в октябре. В качестве участников биржевой торговли авиакеросином допущены продавцы и покупатели, имеющие опыт подобной деятельности и официальный статус субъекта рынка нефтепродуктов (определен законодательством).

Также в целях совершенствования практики прямых поставок потребителям будет представлена возможность закупки топлива аэропортами и авиационными компаниями. Это, на мой взгляд, является существенным «прогрессом» в либерализации рынка и формировании прозрачных цен.

Общий объем сделок составил 585 тонн при обороте 131 млн тенге, средневзвешенная цена составила 223 911 тенге. Количество заявок на покупку превысило заявки на продажу на 75%, что говорит о высокой ликвидности данного сектора нефтепродуктов. При этом самая низкая средневзвешенная цена сложилась на Атырауском НПЗ – 223 300 тенге за тонну, тогда как на ПКОП и ПНХЗ цена составила 224 400 тенге за тонну.

В среднем самолеты расходуют примерно 3-5 тонн авиатоплива в час, то есть 585 тонн хватило бы примерно на 70 двухчасовых рейсов.

Давайте подсчитаем: допустим, в самолете 200 человек, купивших билет по 50 тыс. тенге, итого этот полет принесет авиакомпании не менее 10 млн тенге. По факту, наверное, эта сумма выше, ведь еще есть багаж, грузоперевозки и др. Самолет за 2 часа израсходует около 8 тонн авиатоплива, то есть доля топлива в выручке будет около 20%. Люблю такие небольшие расчеты, чтобы понимать, а сколько стоят и «весят» разные обыденные товары и услуги.

3. А помнишь, как все начиналось

До модернизации наших НПЗ страна импортировала около 60-70% авиатоплива из России, так как наши заводы не могли обеспечить все потребности внутреннего рынка.  При потреблении 600-700 тыс. тонн в год около 400-500 тыс. тонн завозилось из РФ. Сейчас мы вышли на полное обеспечение рынка, что, конечно, снимает вопросы ценовой зависимости от импорта и валютных колебаний – максимальный уровень производственных мощностей сейчас составляет около 900 тыс тонн.

Конечно, 2020 год оказался неблагоприятным для этого рынка из-за ограничений на авиаперелеты (производство превысило 400 тыс. тонн), но в 2021 году ситуация выравнивается. Вероятнее всего, на докризисный уровень 2019 года казахстанский рынок авиатоплива выйдет лишь по итогам 2023 года.

Рынок авиатоплива в предыдущие годы периодически бросало в турбулентность: к примеру, в октябре-ноябре 2020 года аэропорт г. Нур-Султана заявлял о дефиците авиатоплива, хотя уполномоченные государственные органы и Национальная компания «КазМунайГаз» официально сообщали о стабильной ситуации. Дефицита, насколько я знаю, не было, но такие ситуации довольно часто повторялись на казахстанском рынке.

4. Рост, но не взлет

Базовая цена, с которой 22 сентября стартовали торги, составляла 220 тыс. тенге за тонну, то есть средневзвешенная цена по результатам торгов выросла на 1,8%.

Если раньше участники рынка периодически заявляли о трудностях, то сейчас формируется открытый рынок, где любая компания, допущенная биржевым комитетом, может принимать участие в торгах, покупать или продавать этот вид нефтепродуктов.

Прозрачность формирования биржевых индикаторов, безусловно, говорит о правильном развитии сектора торговли авиатопливом и понятном алгоритме ценообразования на рынке.

P.S. Торги, как известно, могут завершаться ростом или снижением цен в зависимости от рыночных факторов – спроса и предложения. Интересно, если мы будем наблюдать на бирже снижение цен на авиатопливо – будет ли заметно снижение цен на авиабилеты?


Источник: inbusiness.kz

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *